Мы вместе. Часть I

В нашем дошкольном учреждении реализуется программа Московского образования по инклюзивному образованию – это где дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются среди здоровых сверстников. Цель дошкольного учреждения не только дать детям с нарушением интеллекта коррекционное обучение, но обеспечить возможность для всех воспитанников наиболее полноценную социальную жизнь и социальное развитие. Совместное обучение и воспитание формирует у детей активную жизненную позицию и воспитывает толерантное самосознание. В деле интеграции детей с особыми нуждами, появилась необходимость в решении целого ряда принципиальных задач, главной из которых является необходимость осуществления методической помощи практическим работникам и специалистам в организации обучения и воспитания детей с учетом особенностей их развития. Мы хотим представить свой опыт работы.

В детском саду я работаю воспитателем старшей группы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и с детьми , со сложной структурой дефекта.

Сложность моей работы заключается в том, что в группе находятся дети с разным уровнем развития ( с сохранным интеллектом и с нарушением ), поэтому огромное внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому воспитаннику. Как известно, что дети этой категории ( мы назвали их «особые дети» ) наиболее эффективно развиваются на основе подражания, им изначально присуща способность следовать поведенческим образцам. Именно эти критерии я наблюдала как воспитатель в развитии моих воспитанников Лизы , Алёши , Паши.
Интеграция этих воспитанников в среду интеллектуально сохранных детей оказалась весьма успешной.

Особые дети поступили к нам в группу в возрасте 3х лет. Сначала Лиза, Алёша держались очень обособленно от детей, а со взрослыми быстро вошли в контакт. Дети тоже заняли наблюдательную позицию, так как особые дети немного отличались внешне. Но я как воспитатель через игру приобщила детей друг к другу.

Лиза и Лёша были хорошими помощниками в различных сюжетно-ролевых играх , а ведущие роли выполняли дети с сохранным

интеллектом: парикмахер делал причёски Паше , Лёше ; Лиза выполняла роль дочки в игре «Дочки-матери» ; Паша активно подвозил строительные материалы для постройки различных конструкций.

Большим интересом пользовались у особых детей подвижные игры, физкультурные занятия, где явно прослеживался фактор подражания в выполнении тех или иных движений, упражнений. Хотя на начальных этапах Лиза закрывала глаза руками, когда дети очень задорно и весело выражали свои позитивные эмоции, постепенно Лиза, взявшись за руку с другим ребёнком, вливалась в игру и забывала о своих страхах. У наших воспитанников появился интерес к общению со сверстниками, возникла способность к диалогу во время игры. Так Паша брал ребёнка за руку и вёл туда, где ему в чём-то требовалась помощь. Сначала это был язык жестов, а затем отдельных созвучий и слов. Дети явно понимали друг друга, получая при этом позитивные эмоции. Очень положительно в старшей группе, сыграл игровой момент «поиграем в воспитателя». Дети с удовольствием подхватили эту идею и стали учить Лизу, Пашу, Алёшу рисовать карандашами, мелками, красками, приклеивать, лепить; подходили к взрослым за советом как лучше помочь в том или ином деле. Совместное обучение дало возможность особым детям постепенно овладевать рисованием, лепкой , аппликацией.

Эмоциональная отзывчивость детей с синдромом Дауна позволила им влиться в совместное со сверстниками занятие, связанное с эстетическим развитием – музыкальные, театрализованная деятельность, игры-драматизации. Особые дети на праздниках танцевали, выполняли музыкально-ритмические движения, ярко и эмоционально показывали свои чувства.
Таким образом, используя каждый день нашего совместного пребывания в детском саду хочется показать особым детям, что кроме их маленького мира под названием «семья» есть огромная страна под названием «детство», где такие же как и они дети говорят : «Мы вместе»