Развитие навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна

Дети с синдромом Дауна имеют некоторые особенности в формировании мелкой моторики. Развитие навыков мелкой моторики происходит с разной скоростью, и у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Однако существует набор связанных с синдромом Дауна особенностей, которые могут повлиять на развитие навыков мелкой моторики. К ним относятся анатомические особенности, в частности, сниженный мышечный тонус, медицинские проблемы и замедленное развитие познавательной сферы.


Эффективными упражнениями для развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна являются: шнуровка, собирание пирамидок, матрешек, пазлов, застегивание молний, пуговиц, нанизывание крупных бус, игры с мозаикой, кубиками, песком, наматывание тонкой веревки на катушку или собственный пальчик, рвать и комкать бумагу.

Все эти упражнения способствуют развитию самостоятельности, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, внимания, логического мышления ребенка.


На начальном этапе упражнения по мелкой моторике детям даются достаточно тяжело. Через некоторое время занятия становятся автоматизированными, а движения ускоряются.

Также развитие мелкой моторики реализуется в игре, в различных видах деятельности, в том числе в конструировании и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Развитие мелкой моторики имеет большое значение, поскольку дает ребенку с синдромом Дауна возможность взаимодействовать с окружающим миром, и, следовательно, способствует формированию навыков речи, письма и навыков самообслуживания, а также дети раскрывают свои возможности.