Гордость

Гордость

Чувство гордости укрепляет веру в себя, в свои силы и позволяет испытать радость от успешно выполненного дела. И если вы видите, как ваш ребенок скачет, довольный собой, радуется, как у него здорово получилось, поддержите его, улыбнитесь, похвалите, ведь вы в этот момент заметите, как он горд собой! И поможете своей поддержкой в его новых свершениях, в которых он будет опираться на эту гордость.

Вот, например, хорошо написанный диктант: ошибок сегодня вдвое меньше, чем в предыдущем. И это значительный повод для гордости, который дает силы поверить, что следующий диктант получится написать еще лучше. Тут важно, что сегодняшняя работа сделана не лучше, чем у одноклассников, а лучше, чем раньше. И тогда оценка успеха позволяет почувствовать свои возможности, а не мучительную конкуренцию: лучше я других или хуже.

Только лучшее!

На консультацию к психологу пришли мама с дочерью 13 лет. Аня в начальной школе была отличницей, ее много и часто хвалили, сейчас учиться стало труднее, ее очень редко хвалят учителя. Аня рассказала, что у нее не получается больше учиться лучше всех в классе, и от этого пропало желание много и упорно заниматься. А еще ей не хочется ходить в школу, потому что она поссорилась с подругами, которых участвовать в интересном школьном проекте пригласили, а ее нет. Еще Аня решила бросить танцевальную студию, потому что в студии на главные роли ставят других девочек, а не ее.

А ведь танцевать, как оказалось, Ане очень нравится, у нее это хорошо получается. Вот только ей вечно приходится исполнять вторые роли. Мы говорили о том, что лучше выходит в танцах именно у нее, и Аня с гордостью рассказала, как у нее отлично получилось то, что раньше не выходило. Так понемногу фокус внимания удалось перенести с того, как ее оценивают другие, на то, что у самой лучше получается, а над чем еще надо поработать. Постепенно Аня увлеклась анализом того, что еще можно научиться делать, какие танцы ей нравятся больше всего, и выбрала танец, в котором ей интереснее оттачивать свое умение. И тут ей неожиданно предложили солировать в этом танце на концерте. Аня пришла гордая и несколько смущенная… Это чувство гордости удалось перенести и на школьные успехи, и на отношения с подругами. Оказалось, что для Ани очень важным было, чтобы ее пригласили в школьный проект, а когда Аня предложила по-другам свою помощь в этом, они с удовольствием приняли ее участие. И опять нужно было обратить внимание Ани, что надо не лучше всех справляться с работой, а лучше, чем получалось раньше у нее самой. Что удалось узнать нового для этого проекта, с кем удалось договориться, чтобы совместная работа была эффективной и полезной. А там и учеба наладилась.

Да что ты за мужик?!

Папа 11-летнего Вити очень беспокоился, что у него с сыном нет доверительных отношений. И не зря, в общем, беспокоился. Ведь о том, что у сына серьезные проблемы с одноклассниками, он узнал… от тренера футбольной секции, куда ходит Витя. Тренер рассказал, что Витю цепляют и дразнят одноклассники, Витя стал прогуливать уроки, чтобы реже с ними встречаться. На консультации психолога выяснилось: мальчик пробовал говорить с отцом о том, что ему трудно в этом классе, что его достают, травят. А отец наставлял: настоящий мужчина должен уметь постоять за себя сам, сильные не просят о помощи, а сами решают свои проблемы. В общем, «Какой ты мужик»? и «Где твоя гордость»? Других советов не последовало…

А ведь от родителей во многом зависит уважение ребенка к себе. И если в семье доверительные отношения, то в критической ситуации ребенок сможет найти опору – родительская любовь, уважение важных для него людей, его увлечения и интересы будут тем необходимым стержнем, который не позволит маленькому, а затем и взрослому человеку сломаться. Вот с друзьями в футбольной секции у Вити складывались нормальные отношения, в них он чувствовал себя уверенно, тут его ценили как футболиста. И папа, сделав над собой известное усилие, стал больше поддерживать его, они приняли совместное решение, и Витя перешел в другую школу. Теперь он по-новому строил отношения со сверстниками, ему легче стало опираться на свою уверенность в себе, веру в то, что дома поддержат и помогут, и то, что у него есть друзья в футбольной секции и он знает, как бороться за победу среди тех, кто тебя поддерживает. А тогда и в критической ситуации можно опираться на внутреннюю уверенность в том, что ты достаточно сильный, чтобы справиться с новыми испытаниями.

Гордость за свои способности находить решение в трудной ситуации помогает почувствовать веру всебя. А чувствуя гордость за себя, человек чувствует гордость за свою семью, за свою школу, за свою Родину.

Как нельзя и как надо

  1. Не замечать успехов своего ребенка. Сын-первоклассник прибегает с хорошо выполненным домашним заданием, а родители, не обращая внимания на него, сухо отвечают: «Ну, сделал и сделал, иди играй». Надо: посмотреть задание, порадоваться вместе с ребенком, похвалить за то, что у него хорошо получилось. Поддержать его чувство гордости за хорошо выполненную работу. Ведь именно оно помогает двигаться вперед, помогает нам ставить новые цели и достигать их.
  2. Не понимать, как можно гордиться не собой, а кем-то еще. Сын рассказывает родителям о своем друге, с которым они вчера играли в футбол за сборную школы: друг так отлично играл, что их команда выиграла. Родители раздраженно спрашивают: «Что ты им гордишься, он же на одни тройки учится?» – давая понять сыну, что гордиться можно только идеальным человеком, супергероем во всем. Надо: расспросить о подробностях игры, оценить успех сына и его друга. Дать почувствовать радость победы. Чувство гордости укрепляет веру в себя, формирует чувство собственного достоинства.
  3. Не позволять искренне проявлять свою гордость. Восьмилетняя дочь рассказывает маме, что учительница похвалила ее рисунок, а мама с тревогой говорит: «Нечего гордиться, не задавайся и не хвастайся, а то дети в классе любить тебя не будут. Будь скромнее». Надо: улыбнуться и сказать: «Я горжусь тобой, дочка. И мне нравится, как ты рисуешь». Чтобы ребенок почувствовал ваше уважение к его успеху. Ведь гордость – это уважение к себе за то, что смог сделать хорошо. Не лучше всех, а просто хорошо.