Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению

В настоящее время большое количество исследований посвящено изучению латерализации, т.е. развитию и состоянию функциональной ассиметрии (левшество, смешанная доминанта).

Как известно, при нормальной латерализации (ассиметрии правой и левой частей тела) ведущими, более сильными являются правые части тела: правая рука, правая нога, правый глаз, правое ухо. При нарушении латерализации может наблюдаться левшество, когда доминирующей является левая рука, левая нога и т.д., либо смешанная доминанта (например, доминирующими у одного и того же человека являются правая рука, левая нога, левый глаз). Ряд авторов считают, что смешанная доминанта служит препятствием к хорошей моторно-сенсорной координации, к приобретению автоматизмов.

Для оценки доминантности разработаны целые серии специальных тестов. Прежде всего выясняется у родителей, считают ли они своего ребенка право— или леворуким, выясняется наличие доминантности у самих родителей и наличие левшества у ближайших родственников. Затем поинтересоваться какой рукой рисует и пишет ребенок, какой рукой он держит ложку, зубную щетку, ластик и т.п.

В настоящее время показано, что отклонения от нормальной латерализации (несовпадение доминатности по руке, ноге и глазу) наиболее часто наблюдается у детей с трудностями обучении и нарушениями речевого развития. Известно, что к 7-летнему возрасту имеет место уже достаточная зрелость кортикальных функций, что и составляет основу готовности ребенка к обучению. К этому же возрасту проявляется устойчивость основной ритмики на электроэнцефалограмме, появляется достаточно устойчивый альфа-ритм, регистрируемый в задних областях полушарий головного мозга. Электрофизиологические показатели отражают процесс созревания центральной нервной системы и обычно совпадают с данными, указывающими на психологическую готовность ребенка к обучению.

Электроэнцефалографическое обследование детей с завершенной и незавершенной латерализацией показало, что у правшей с правым ведущим глазом и полных левшей ЭЭГ соответствует возрастной норме. У детей же с незавершенной латерализацией и нормальным психическим развитием ЭЭГ имела незрелый характер и не соответствовала возрастной норме. У этих детей в лобно-центральных областях наблюдалось преобладание тета-ритма.

У детей с тяжелыми нарушениями речи при ЭЭГ-обследовании выявляется задержка развития ассоциативных и речевых зон коры головного мозга, которая сочетается с неполной латерализацией функций. Незавершенность латерализации кортикальных функций к началу школьного обучения характерна и для многих детей с ЗПР (задержкой психического развития).

Так особое внимание следует обратить на наличие эпилептиформной, пароксизмальной активности на ЭЭГ. Такой ребенок, даже при наличии психологической готовности к обучению нуждается в решении вопроса о его нагрузке при обучении, режиме. Также требуется комплексный подход специалистов в решении данного вопроса. Таким образом, электроэнцефалографические показатели в сочетании с клиническими и психолого-педагогическими данными имеют важное значение как в определении готовности к школьному обучению, так и для постановки клинического диагноза, определения школьного и социального статуса (в случаях с тяжелыми нарушениями речи).