О новых научных исследованиях в области современной логопедии

Термин «заикание» (balbuties) греческого происхождения и означает повторение судорожных сокращений речевых органов. Заикание, как одно из выразительных речевых расстройств, известно с древних времён. Первоначально этот недуг называли «buttarismus», от имени кирейского царя Батта, постоянно повторявшего первый слог слова.
Уже в древности в понимании природы заикания наметилось 2 направления. Первое исходило от Гиппократа (460-377 гг до н.э.) и считало причиной заикания поражение головного мозга (чрезвычайная влажность мозга); второе, берущее начало от Аристотеля (384-322 гг до н.э.) связывало заикание с патологией периферического речевого аппарата. В той или иной форме эти две противоположные точки зрения можно проследить и в последующих подходах к проблеме заикания.

Важное значение имеет диагностика заикания. При заикании нарушается ритм, темп, плавность речи, что приводит к нарушениям коммуникативного поведения.

Различают невротическое и неврозоподобное заикание.

Невротическое заикание возникает в результате острых и подострых психических травм на фоне предрасполагающих факторов: особая невропатическая структура организма ребенка, соматическая ослабленность, семейная отягощённость патологией речи, особенно заиканием, неблагоприятный речевой климат в семье и, прежде всего, перегрузка ребенка информацией.

В начальном периоде невротического заикания наблюдается преобладание тонических спазмов в дыхательной и вокальной мускулатуре, затем появляются тонико-клонические судороги в мышцах артикуляционного аппарата. В дальнейшем может наблюдаться, в отдельных случаях, возникновение общего и избирательного мутизма (активного отказа от речевого общения). К началу школьного возраста может сформироваться страх речи – логофобия.

Невротическое заикание обычно стойко сочетается с другими невротическими проявлениями, страхами, нарушениями сна, энурезом, эмоциональной неустойчивостью, а также повышенной психической истощённостью.

Неврозоподобное заикание часто наблюдается при различных нервно-психических заболеваниях, проявляющихся прежде всего в виде нарушений эмоциональной сферы и поведения. При электроэнцефалографическом обследовании детей с неврозоподобным заиканием отмечались, как правило, наряду с общемозговыми и локальные изменения биоэлектрической активности мозга, более выраженные в одном из полушарий.

При левополушарных изменениях заикание нередко сочеталось с такими нарушениями речи, как задержка речевого развития и моторной алалией.

При правополушарных – заикание сочеталось с просодическими и интонационно-ритмическими нарушениями в сочетании с более выраженными эмоционально-поведенческими расстройствами. Трудности общения у этих детей проявлялись не только за счет заикания, но и в связи с их общей интровертированностью (направленностью на себя) и нарушениями поведения, обычно по типу гиперактивного.

Неврозоподобное заикание может сочетаться с невротическими проявлениями. Такой тип заикания характерен для детей с ограниченным поражением центральной нервной системы, включая и лёгкую мозговую дисфункцию, а так же при резидуальных нервно-психических заболеваниях.

Для ограничения заикания от других внешне сходных форм речевой патологии проявляющихся в нарушениях темпа, ритма и плавности речи, следует учитывать один из важных признаков заикания, а именно большую вариабельность проявлений в зависимости от условий общения с постепенным формированием особого типа речевого поведения. При заикании наблюдается волнообразность со склонностью к рецидивам в течении данного заболевания, а также частое формирование логофобии (страха речи) с общей невротизацией личности и одним из самых внешних симптомо-комплексов заикания – судорожное движение мышц, участвующих в речевом акте с сопутствующими движениями и «уловками».

Клаттеринг-синдром

Особую сложность в ряде случаев может представлять ограничение заикания от особой формы речевой патологии «клаттеринг-синдрома», который характеризуется неразборчивой, поспешной речью с её прерывистостью и непреднамеренными паузами.

Основным признаком клаттеринг-синдрома, позволяющим его дифференцировать от заикания является постоянно ускоренный темп речи (тахилалия), делающий речь малопонятной. Ускоренный темп речи сочетается со своеобразными нарушениями ритма речи – речевая дизритмия, характерны также персевирации – повторения звуков, слогов слов и фраз, нарушения плавности речи, включая повторения, паузы, непредусмотренные смысловым содержанием, вставки звуков, слогов или слов, а так же непостоянные пропуски и смещения звуков и слогов.

В целом, это ускоренная, захлёбывающаяся, неравномерная по ритму речь, часто сочетающаяся с нарушениями артикуляции, которые крайне непостоянны и вариабельны по структуре, в отличии от дизартрии. Могут наблюдаться и нарушения голоса в виде колебаний его громкости и малой интонационной выразительности. Характерны также трудности в нахождении слов, в построении фраз, в правильной расстановке смысловых ударений. Эти признаки часто сочетаются с нарушениями чтения и письма, выраженной недостаточностью функции активного внимания, гиперактивным поведением, недостаточным объемом слуховой памяти и трудностями в обучении. В отличии от заикания, все указанные признаки хоть и проявляются не стабильно, вариабельность их проявления не связана прямо с усложнением ситуации речевого общения. Ребёнок не прибегает к различным уловкам, как заикающийся, у него не выражены вегетососудистые нарушения, отсутствует страх речи (логофобия), а часто даже и отношение к своему речевому дефекту.

Проявления клаттеринг-синдрома не сочетаются с признаками общего мышечного напряжения, морганием глаз, раздуванием ноздрей, дрожанием губ и другими признаками, рассматриваемые как вторичные признаки заикания. Однако необходимо учитывать возможность сочетания клаттеринг-синдрома и заикания.

Клаттеринг-синдром обычно наблюдается у лиц мужского пола. Описано ауто-сомно-доминантное наследование этого синдрома. В таких случаях это нарушение прослеживается из поколения в поколение, в среднем проявляясь у половины детей лица, имеющего данное речевое нарушение. Это не исключает наличие семей, в которых, в силу случайности, все дети наследуют от родителя, страдающего данной патологией, только нормальный ген. В этом случае нарушение исчезает в этой ветви семьи. Интерес к данной форме речевой патологии значительно увеличился с выделением наследственной рецессивной сцепленной с Х-хромосомой особой формы интеллектуальной недостаточности, со своеобразной клинической картиной, включающей данную форму речевой патологии. Это так называемый синдром ломкой Х-хромосомы. Примечательно, что эта форма речевой патологии может проявляться на фоне сохранного интеллекта. В последние годы подтвердились данные о частоте клаттеринга как специфического синдрома у лиц мужского пола с синдромом ломкой Х-хромосомы.

У всех обследованных выявлен быстрый, колеблющийся темп речи с повторением звуков, слов и даже целых фраз. Быстрый, «взрывной» темп речи обусловливает её смазанность, невнятность. Характерными признаками являются повторения слогов и слов, прерывистость речи, непреднамеренные паузы и остановки в сочетании с повторами, которые в отличи от заикания обнаруживаются не в начале высказывания, а на всем его протяжении и часто сочетаются с нарушениями артикуляции. Артикуляционные нарушения проявляются в заменах, пропусках и искажениях звуков, особенно глухих согласных. В ряде случаев, даже у детей школьного возраста отмечается отсутствие осознания своего дефекта. Ребёнок продолжает говорить быстро, невнятно, не осознавая того, что слушателю трудно следить за последовательным ходом его мысли. В большинстве случаев это сочетается, а иногда и обуславливается выраженными нарушениями функции активного внимания. Частыми также являются нарушения кратковременной памяти и трудности выбора наиболее адекватных слов для продолжения беседы.

Эти особенности коммуникативного поведения иногда обозначаются как «поведение пересмотра», т.е. речь говорящего постоянно прерывается остановками и «новыми стартами» с включением новых тем для беседы. Эта особенность считается самой характерной для данного синдрома и свидетельствует о нарушениях последовательного изложения мыслей. Такой тип «информационно изобильного речевого поведения» совершенно не характерен для заикания.

Знание представленной формы речевого нарушения важно как для отграничения его от заикания, так и для выявления лиц, речевые и интеллектуальные нарушения которых связаны с синдромом ломкой Х-хромосомы.

Клаттеринг-синдром всегда связан с органическим поражением головного мозга.

Педагогам и родителям нужно быть более внимательными при наблюдении речи ребёнка, когда у него имеются трудности планирования речевого высказывания и последовательности изложения мыслей; персеверации и частые отклонения от темы высказывания; диссоциация между относительно большим словарным запасом и возможностью построения последовательной схемы высказывания. Эти специфические языковые трудности, нарушения связной речи проявляются при достаточно развитой фразовой речи. Выявление данной формы речевого нарушения требует полного логопедического обследования с дополнительным исследованием кратковременной слуховой памяти и оценки плавности речи как в спонтанной речевой деятельности в процессе игры и беседы со сверстниками, так и в специально заданной логопедом тематической беседе.

Заикание следует также дифференцировать с синдромом Туретта – болезнью тиков, включающей тики артикуляционной мускулатуры, которые могут обусловливать запинки в речи, напоминающие заикание. В отличие от последнего, для синдрома Туретта характерны множественные тики, непроизвольная вокализация, включающая выкрики бранных слов (копролалию) и повторения слов (эхолалию).