Экспериментальное исследование общей способности к обучению
В исследовании используется методика дорисовывания незаконченных изображений. Исследование проводится методом индивидуального эксперимента. В ходе выполнения за детьми осуществляется наблюдение, особое внимание уделяется проявлениям речевой активности ребенка. Результаты протоколируются. Детям предъявляют набор из 10 карточек с нарисованными на них фигурами неопределенной формы. Ребенку предлагают дорисовать каждую из фигурок так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.
Результаты должны быть подвергнуты количественной и качественной обработке.
В целях более глубокого качественного анализа нами были разработаны критерии:
- Продуктивность воображения детей, способность к творческому созданию образов.
- Подвижность комбинаторных функций, что отражалось в характере рисунка: наличие детализации, завершенность исходного изображения, сюжетный характер.
- Способность к вербализации, к словесному опосредствованию своей деятельности.
- Степень самостоятельности в создании образов.
- Интерес к выполнению задания.
С учетом этих критериев нами были определены уровни выполнения задания.
Первый уровень – ребенок самостоятельно создает целостный образ предмета, стремится включить его в ситуацию, создает сюжетный рисунок. Самостоятельно, с увлечением рассказывает о содержании рисунка.
Второй уровень – ребенок самостоятельно создает образ предмета, но не стремится к созданию сюжета. Сам называет предмет.
Третий уровень – ребенок склонен к стереотипным действиям, прибегает к дублированию данного элемента или дорисовывает изображение до геометрической фигуры. Называет конкретный элемент (две палочки) или геометрическую фигуру. Предметного значения нет. При помощи взрослого в некоторых случаях закрепляет за знаком какое-то значение (как правило, называет хорошо знакомый предмет, на который похожа данная фигура).
Четвертый уровень – самостоятельно с заданием не справляется. Но после того, как взрослый закрепляет определенное значение за символом, начинает дополнять детали (чаще использует целое + части). Задание является для него трудным, интереса не вызывает.
Пятый уровень – не справляется даже с помощью взрослого.
Предусматривались следующие виды помощи детям:
- Эмоционально-регулирующая. Подразумевает оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка, (правильно — неправильно)
- Направляющая помощь. Ее смысл заключается в вербальной подсказке:
— Каких частей не хватает?