Экспериментальное исследование общей способности к обучению

В исследовании используется методика дорисовывания незаконченных изображений. Исследование проводится методом индивидуального эксперимента. В ходе выполнения за детьми осуществляется наблюдение, особое внимание уделяется проявлениям речевой активности ребенка. Результаты протоколируются. Детям предъявляют набор из 10 карточек с нарисованными на них фигурами неопределенной формы. Ребенку предлагают дорисовать каждую из фигурок так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

Результаты должны быть подвергнуты количественной и качественной обработке.

В целях более глубокого качественного анализа нами были разработаны критерии:

  1. Продуктивность воображения детей, способность к творческому созданию образов.
  2. Подвижность комбинаторных функций, что отражалось в характере рисунка: наличие детализации, завершенность исходного изображения, сюжетный характер.
  3. Способность к вербализации, к словесному опосредствованию своей деятельности.
  4. Степень самостоятельности в создании образов.
  5. Интерес к выполнению задания.

С учетом этих критериев нами были определены уровни выполнения задания.

Первый уровень – ребенок самостоятельно создает целостный образ предмета, стремится включить его в ситуацию, создает сюжетный рисунок. Самостоятельно, с увлечением рассказывает о содержании рисунка.

Второй уровень – ребенок самостоятельно создает образ предмета, но не стремится к созданию сюжета. Сам называет предмет.

Третий уровень – ребенок склонен к стереотипным действиям, прибегает к дублированию данного элемента или дорисовывает изображение до геометрической фигуры. Называет конкретный элемент (две палочки) или геометрическую фигуру. Предметного значения нет. При помощи взрослого в некоторых случаях закрепляет за знаком какое-то значение (как правило, называет хорошо знакомый предмет, на который похожа данная фигура).

Четвертый уровень – самостоятельно с заданием не справляется. Но после того, как взрослый закрепляет определенное значение за символом, начинает дополнять детали (чаще использует целое + части). Задание является для него трудным, интереса не вызывает.

Пятый уровень – не справляется даже с помощью взрослого.

Предусматривались следующие виды помощи детям:

  • Эмоционально-регулирующая. Подразумевает оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка, (правильно — неправильно)
  • Направляющая помощь. Ее смысл заключается в вербальной подсказке:
— На что похоже?
— Каких частей не хватает?

Скачать приложение