Тайна снега

Цели занятия:

  • обучающая:
    • познакомить детей с процессом образования снега, свойствами снега;
    • повторить свойства воды;
  • развивающая:
    • развивать мышление, речь, воображение, творческую активность;
    • формировать различные трудовые навыки, развивать мелкую моторику рук, закреплять навыки работы с клеем;
  • воспитывающая:
    • воспитывать интерес к неживой природе, желание познавать окружающую среду.

Оборудование:

  • плакат с изображенными свойствами воды;
  • снег;
  • картинки с изображением разных снежинок;
  • магнитофон;
  • аудиозапись детских песен о зиме;
  • классической музыки;
  • цветной картон;
  • клей ПВА;
  • кисти для клея;
  • манная крупа;
  • салфетки.

Ход занятия

В: Ребята, мы с вами продолжаем изучать тему «Вода». Мы уже знаем, что вода имеет много разных свойств. Давайте их вспомним, для этого я вам приготовила вот такой плакат. Назовите изображенные свойства. А какие свойства воды здесь не изображены?

  1. не имеет цвета;
  2. не имеет вкуса; *
  3. не имеет запаха; *
  4. является растворителем;
  5. при ста градусах превращается в пар;
  6. при нуле градусов превращается в лед; *
  7. питает живые организмы;
  8. моет, чистит, стирает;
  9. не имеет формы.
* свойства не изображены.

В:А сегодня мы с вами поговорим еще об одном родственнике воды, а ну-ка догадайтесь, что это.

С неба – звездой,
На ладошку – водой.

Или

Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой.
(снег)

В:правильно, это снег (поставить тарелочку со снегом). Вы спросите, как они связаны между собой, да очень просто.

Стук в дверь, приходит Незнайка: Здравствуйте, ребята. Я правильно пришел, это подготовительная группа?
Д: Да.
Н: (плачет) Ой, ребята, помогите мне.
В: Да что у тебя случилось, почему ты плачешь Незнайка?
Н: Мне мои друзья из Африки письмо прислали, просили снег им показать, ведь у них зимы не бывает, поэтому они не знают, что такое снег. Ну, я собрал вчера снега в пакет, собирался сегодня посылку им отправить. А утром смотрю, а в пакете вода вместо снега. Чудеса, да и только. И откуда она там взялась? Ох, не знаю, что делать.
В: Не волнуйся, Незнайка, мы постараемся тебе помочь. Мы сейчас как раз будем говорить о снеге, ( показываю тарелку со снегом) оставайся у нас на занятии, послушай, тебе полезно будет.
Н: Правда, можно? Ой, как здорово!
В: Согласны, ребята?
Д: …да
В: Ребята, а какие стихи вы знаете о снеге? Кто расскажет?
(рассказывают стихи)
В: Как связаны между собой снег и вода мы узнаем, когда раскроем «тайну снега». Да, да и у снега есть тайна.
Присмотритесь зимой к падающим снежинкам. Красивые, будто кружевные, с тонкими лучами и лепестками, как у цветов, они все разные, и ни одна не повторяется. Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями! Разглядеть красоту каждой снежинки в отдельности можно только в тихий снегопад, когда эти узорные звездочки не подгоняет и не крутит ветер. Во время ветра снежинки ломаются и превращаются в снежную пыль, тогда их трудно разглядеть.
Иногда снежинки слипаются в воздухе и хлопьями падают на землю. Они укрывают от мороза растения, жучков, зверюшек в их норках. Под снегом тепло и уютно.
Так как же образуются снежинки?
Из морей и океанов постоянно испаряется вода. Вспомните, на прошлом занятии мы с вами видели, как пар поднимался над чашкой горячей воды. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда – летом и зимой – очень холодно. Там, на высоте, пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Потом кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки – снежинки. Миллионы снежинок образуют снеговую тучу. Ветер уносит тучу далеко от того места, где испарилась вода из океана, где в воздухе родились снежные звездочки. Снежинки-звездочки медленно опускаются на землю – начинается снегопад.
В: А вспомните на прогулке мы с вами ходили по снегу и что слышно было?
Д: Скрип.
В: В морозные зимние дни снег под ногами скрипит. А почему, кто знает?
Д: Это ломаются снежинки и их лучики.
В: правильно, снег очень хрупкий.

Физминутка (под музыку).
Прогулка в зимнем лесу.
Мы пришли в зимний лес (ходьба по комнате)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками)
Справа березка в шубке стоит (руку отводят вправо)
Слева елка на нас глядит (руку влево)
Снежинки в небе кружатся («фонарики» и смотрят вверх)
На землю красиво ложатся (кружась, приседают)
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал (прыжки)

Н: Ой, ребята, смотрите. Пока мы с вами занимались, снег куда-то пропал, а на его месте вода появилась! Я же вам говорил! Чудеса какие-то.
В: Где чудеса? Какие чудеса? Ребята, разве это чудеса?
Д: Нет.
Н: Ну, не знаю, не знаю.
В: А как к нам в тарелку попала вода?
Д: Снег растаял, потому что тепло, и образовалась вода.
В: Правильно, на улице зимой холодно, поэтому снег не тает, а в комнате у нас тепло, вот снег и растаял и превратился снова в воду.
Н: Так, значит, и у меня снег растаял? А что же мне делать? Как же я смогу показать его своим друзьям из Африки?
В: Не расстраивайся, Незнайка. В этом мы с ребятами тебе поможем. Мы сейчас для твоих друзей из Африки сделаем такие снежинки, которые никогда не растают.
Н: Как это не растают? Опять чудеса?
В: Нет никаких чудес, садись и ты с ребятами, попробуешь сделать такую снежинку.(Незнайка садится).
В: Мы с вами будем делать снежинки из манной крупы. Похожие работы мы уже делали. (осенний листок из опилок). Вспомните порядок работы:

смазать нарисованную на картоне снежинку клеем ПВА побольше;
засыпать все крупой, дать подсохнуть;
стряхнуть лишнюю крупу.

Приступаем к работе. (включаю музыку).
Готовые работы собираю.
В: Смотрите, какие красивые снежинки у вас получились и не тают. Ребята, давайте теперь сложим свои работы в конверт. Держи, Незнайка, снег. Теперь спокойно можешь идти на почту и отправлять его своим друзьям.
Н: Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли! Я обязательно напишу в письме моим друзьям, как образуется настоящий снег. Ой, а я, кажется, забыл. Ну-ка, ребята, напомните мне.
Д: Вода испаряется, пар поднимается высоко над землей, замерзает, образуются маленькие льдинки, они соединяются, образуя снежинки.
Н: Ну вот, теперь я запомнил. Побегу скорее на почту письмо писать, пока не забыл. До свидания, ребята.
(уходит).
В: И наше занятие окончено, спасибо, что помогли Незнайке. Все молодцы.