Причины и коррекция нарушений письма и чтения у детей школьного возраста (Дифференциация звуков)

Дифференциация з — с

(конспект № 1)

Цели: Уточнение артикуляции данных звуков, развитие фонематического слуха, логопедического мышления, словарного запаса. Развитие и совершенствование: внимания и памяти; познавательной и эмоциональной активности; способности к переключению, к актуализации знаний и соответствующих речевых средств; умению осуществлять контроль и самоконтроль, осуществлять учебную работу в определенном темпе.

Оборудование: Индивидуальные зеркала, предметные и сюжетные картинки, карточки, игры: «Дом загадок», «Волшебный паровозик», «Волшебные двери», Лото (дифференция с-з), сказочные персонажи.

Ход занятия.
  1. Объяснение темы занятия.
  2. Краткая беседа по материалам прошлых занятий о характерных признаках глухих и звонких согласных (сравнение с-з по артикуляции).
Задания:
  1. Сравните пары слов по звучанию и смыслу: зуб-суп, роза-роса, коза-коса, Зоя-соя.
  2. Прослушайте слова, поднимите букву «з» или «с», если в слове услышите звук «С» или «З»: сок, зонт, сук, зуб, сон, сталь, звон, зыбкий, сытый, вязанка, забота, суровый, арбузы, вазелин, восемь, восковой, пузырь, василек, пузырек.
  3. Прослушайте слова. Назовите и запишите:
    1. Начальный слог;
    2. Конечный слог:
      1. сани, соты, Зоя, Соня, зубы, сухо, сыты, салют, закат, зима, синий, сели, зелень, семя, Сема, сыны;
      2. коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, росы, весы, возы, неси, вези.
  4. Выполнить задания по карточкам. Составить из слогов слова:
    Лиса, сахар, и т.д. Слова записываются в тетрадь, слоги «са» и «за» подчеркиваются.
  5. Игра «Волшебный паровозик» (учащиеся распределяют предметные картинки, насыщенные звуками «з» и «с» по вагончикам: I вагон – «с», II вагон – «з», III – картинки на любой другой звук.
  6. Записать слова в 2 колонки. Игра «Ступеньки». Логопед пишет на доске или прикрепляет две буквы:
    «З» «С»
    Ученики получают картинки, выходят к доске.
    Задания:
    • Четко назвать слово, определить количество звуков в слове, записать слова в две колонки. Каждое последующее слово должно быть на одну букву длиннее предыдущего. Таким образом, получится ступенька слов:
      «З»
      Зоя
      зонт
      зяблик
      вазелин
      «С»
      сок
      слон
      сахар
      собака
      самолет
    • Прочитать слова I колонки, II колонки.
    Логопед:
    «Ребята, вы очень хорошо справились с заданием, но к нам пришла ваша знакомая – (дети хором «обезьянка Анфиска!»). Ребята, она любит порядок? Нет! Она любит правильно написанные слова? Нет! Сейчас она поставит буквы в другом порядке, и вы отгадаете, какое слово она исказила (запутала)».
    Ученики выполняют задания: яоз (Зоя), мозак (замок), нолс (слон), аксоба (собака) и т.д.
  7. Зашифровать с помощью «х», «у» диктуемые логопедом слова: экзамен, воздушный, кости, знакомые, осветить, забавный, казак, слойка. Вместо слов со звонким согласным звуком поставить – «х». Вместо слов с глухим согласным поставить – «у». Произвести дешифровку слов, обосновывая ее с помощью анализа звукового состава слова.

Физкультминутка: провести в форме игры.

Описание игры: перед началом игры уславливается, кто будет пчелками, а кто цветком. Затем выходит ученица и держит наборное полотно со словом РОЗА.

Логопед: «Ребята, у нас в саду выросла прекрасная — прочитаем слово – «роза». Как только раздается сигнал логопеда (хлопок в ладоши) – прилетают пчелки, дети, изображающие пчелок, машут «крыльями» и «летают» вокруг розы; при этом они подражают жужжанию пчел: зз-з-з-зз-з-з. Затем, по сигналу логопеда пчелки улетают, и в сад прилетают синие стрекозки (дети изображают плавный и быстрый полет стрекозок). По сигналу логопеда стрекозки улетают (дети садятся на место).

Логопед: «Ребята, все улетели. В саду осталась – прочитаем слово – «роза». А как получить нам новое слово? Что для этого нужно сделать? Посмотрите внимательно». Ученик заменяет согласную З на парную С.

Логопед: «Итак, рано утром на лепестках розы засверкала что? – прочитаем слово – «роса». Правильно».

Ученица садится на место.

  1. Задания:
    Вставить в предложения пропущенные слова, подходящие по смыслу (парные согласные з-с в словах паронимах подчеркнуть).
    В саду росла …
    На кустах засверкала … . (роза – роса)
  2. Вместо точек вставьте пропущенную букву «з» или «с».
    (Задание выполняется с помощью пособия «Школьник») Зима
    На..тупила ..има. Были …ильные моро…ы. …ина в…яла …анки и пошла на горку. Она катала…ь на …анках с горки. За ней бегала …обака Тре…ор. Не боит…я …ина моро..а.
  3. Графический диктант.
    В сосновом лесу смолистый запах. У озера густые заросли. Заскрипел под полозьями снег. Синие стрекозы взлетают над осокой.

После выполнения каждого из заданий проводится проверка, самопроверка, а затем организуется взаимопроверка.

  1. Подведение итогов занятия.

Дифференциация с – ш

(Конспект № 2)

Цели: Уточнение артикуляции данных звуков; развитие: фонематического слуха, логического мышления, словарного запаса.

Оборудование: Индивидуальные зеркала, предметные и сюжетные картинки, кирпичики, игры: «Дом загадок», «Волшебный паровозик», «Волшебные двери», сказочные персонажи.

Ход занятия.
  1. Объяснение темы занятия.
  2. Краткая беседа по материалам прошлых занятий о характерных признаках глухих согласных (сравнение звуков с-ш по артикуляции).
Задания:
  1. Выделение звука «С» из слова. Выделение звука «Ш» из слова.
    Игра «Дом загадок».
  2. Сравнение звуков по артикуляции:
    «С» «Ш»
    Губы в улыбке рупор
    Губы у нижних зубов «чашечкой»
    Воздушная струя холодная теплая
    (Подчеркивается различие)
    Сопоставление звуков с их графическим изображением (игра «Волшебные двери»).
  3. Произнесите, затем запишите буквы «с», «ш», опираясь на кисть руки логопеда (логопед напоминает учащемуся, что при произнесении звука «С» язык находится внизу ротовой полости, за нижними зубами, а при произнесении звука «Ш» язык поднимается вверх, за верхние зубы. Если кисть руки поднимается вверх, то произносим звук «Ш», вниз – звук «С»).
    • Запишите буквы С, Ш, опираясь на стрелки. Логопед на доске пишет стрелки, направленные вверх и вниз, учащиеся записывают букву «С» или «Ш».
      Образец: ↓ ↑ ↓ ↑
    • Запишите буквы «С» и «Ш» под диктовку логопеда.
    • Запишите буквы: «С», «Ш» по условным значкам (логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука «С» — губы растягиваются в улыбке, при произнесении звука «Ш» — губы округляются. На условный знак – пишем букву «С», на О «Ш»).
      Образец: – о – о о – o – – o
      с ш с ш ш с ш с с ш
  4. Прослушать слова, выделить звуки «С», «Ш», записать соответствующие буквы.
    а) Из начала слова: сад, шаль, сук, шум, шило, сила, саш, шапка, стул, шторм, штык, стол, шутка, шар, сыр.
    б) Из середины слова: маска, кошка, миска, мошка, катушка, масло, лист, мышка, каска, уши, усы, басня, крышка.
    в) Из конца слова: душ, квас, наш, грош, нос, камыш, малыш, фокус, голос, волос, голыш, кактус, лес.
  5. Игра «Волшебный паровозик» — учащиеся распределяют картинки по вагончикам:
    I вагон – «С»
    II вагон – «Ш»
    III вагон – картинки на любой другой звук.
  6. Выполнить задания по карточкам или в игровой форме: «Зачеркните цифру, соответствующую месту заданного звука в слове».
    Звук [С]: спрятался, шестьсот, пастушок, сосиски, простокваша, экскурсия, пылесос:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Звук [Ш]: штанишки, машинист, шелушит, солнышко, душистый, старушка, соловушка
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  7. Заполните таблицы, используя слова со звуками [С], [Ш].
    С Ш имя
    С Ш земная поверхность
    С Ш маленькая баранка
    С Ш лес, высохший на корню
    С Ш бабушка

    Ш С длинный, ровный кол
    Ш С однозначное число
    Ш С С асфальтированная дорога

Физкультминутка: провести в форме игры.

Логопед: Чтобы речь наша была четкой и внятной, мы должны глубоко дышать. Сделаем дыхательную гимнастику:

а) C движением рук: на вдохе – руки подняты через стороны вверх, на выдохе руки опустить а-а-а-а. На выдохе обхватить плечи, скрестив руки – ooo.

На вдохе – руки перед собой, на выдохе руки вниз – уууу;

б) Узнать изолированные звуки по беззвучному артикулированию: «С», «Ш».

Логопед: А теперь произнесем звук «С» — губы растянуты в улыбке – руки в стороны; Произнесем звук «Ш» — губы вытянуты вперед (рупором), руки перед собой и т.д. «С-Ш».

Упражнение выполняется 5-6 раз (темп выполнения упражнения постоянно убыстряется).

  1. Выполнить задания по карточкам: Сопоставьте словосочетания, подбирая к словам I столбика подходящие по смыслу слова из II столбика.
    Подчеркните букву «С» — ручкой / «Ш» — карандашом.
    а) веселый шоссе ясное пастушок сухое солнышко интересное кошка серая путешествие
    б) высокая овес синий башня шерстяной шар сушеный шарф пушистый снег
  2. Закончите предложение, подобрав подходящие по смыслу слова:
    кошка-каска, Гоше дали … . У пожарников железные … .
    башня-басня. Мы видели Кремлевскую … . На уроке мы читали … Крылова.
  3. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы. Придумайте название рассказа.
    «Две лягушки попали в кувшин со сметаной. Долго барахтались лягушки в сметане. Одна лягушка устала и не стала барахтаться, опустилась на дно. Другая лягушка продолжала барахтаться. Барахталась, барахталась и сбила из сметаны ком масла. Потом влезла на ком масла и выпрыгнула из кувшина. А первая лягушка так и осталась на дне кувшина».
    Вопросы: Какая из лягушек поступила правильно?
    Кто назовет подходящую пословицу к этому рассказу?
    Пословица для справки: Терпение и труд все перетрут.

III. Подведем итоги занятия.

Список литературы, используемой при написании данной коррекционно-развивающей программы:

1. Корнев А.Н., Нарушения чтения и письма у детей. / Корнев А.Н. СПб.: Издательский Дом «М и М», 1997.
2. Садовникова И.Н., Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. / Садовникова И.Н. М.: Просвещение, Владос, 1995.
3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Мисаренко Г.Г. М.: Просвещение, 1991.
4. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Просвещение, 1972.
5. Ястребова А.В., Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ / Ястребова А.В. — М.: АРКТИ, 1997.
6. «Логопед» — Научно методический журнал / 2004 № 4.
7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. / Лалаева Р.И. М.: Владос, 2001.
8. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных информативностью фонематического слуха / Ефименкова Л.Н. М.: 2004.
9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. / Ефименкова Л.Н. М.: Просвещение, 1991.
10. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. — СПб.: СОЮЗ, 1998.
11. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение : Учебное Пособие. / Цейтлин С. Н. СПб.: Издательский Дом «М и М», 1997.
12. Мисаренко Г.Г. Технологии кодирования письма / Мисаренко Г.Г. М.: 2004.
13. Ястребова А.В. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы»
14. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»
15. Садовникова И.Н. «Исправление и предупреждение дисграфии у школьников»
16. Козырева Л.М. «И свистящие и шипящие и самые звонкие»