Школа № 51, г. Рязань

№ 1, 2012
Рубрика: Лучшие школы
Автор статьи: Марина КОМИССАРОВА

Я приехала ранним утром, еще до первого урока, но в вестибюле уже суета. Малыши переобуваются, старшеклассницы прихорашиваются. Тут вижу женщину: она подходит к каждому, о чем-то спрашивает – разговаривает с родителями, с учениками, улыбается. Как оказалось, это директор, Ольга Николаевна Маслюк.


А потом раздался звонок. Причем не электрический: здесь дежурные ученики с колокольчиком обегают коридоры. И надо сказать, этот звон вызвал невольную улыбку не только у меня, но и у всех окружающих: ведь звук колокольчика гораздо приятнее, чем тот, который получается от нажатия на кнопку, – такой живой, настоящий, школьный…

По законам равенства и братства

— Что же, раз звонок прозвенел, пройдемте со мной, – приглашает Ольга Николаевна.
…В этой школе широкие светлые коридоры, всюду стоят цветы. И атмосфера особенная: чувствуешь себя будто дома – спокойно, уютно, тихо. Даже вахтер Мария Васильевна улыбается дружелюбно и, кажется, всех школьников в лицо помнит: у одного про тренировку спросила, у другой о здоровье
заботливо справилась.
— Мы стараемся, чтобы все ребята чувствовали себя равными, чтобы не ощущалась разница в социальном положении и статусе, – говорит директор. – Я сторонница того, чтобы в школе обучались разные дети – как в физическом и в интеллектуальном развитии, так и в социальном положении.
И слова эти подтверждаются делами. С 1987 года здесь вместе учатся домашние дети и ребята из Шереметьево-Песочинского детского дома.
А еще в этой школе на перемене ни одного школьника не увидишь с мобильным телефоном: как выяснилось, они здесь под запретом.
— Есть, конечно, нарушители, – говорят мне, – но это исключение. Мы стараемся и родителям, и детям объяснить, что телефоны, во-первых, вредны для здоровья. А во-вторых, отвлекают от учебы. Ну и, конечно, еще один факт приходится учитывать: ведь у кого-то телефон за 1,5 тысячи, а у кого-то – за 30. Зачем детям лишние комплексы?

Наука общения

На перемене наблюдаю за учениками. Дети как дети – играют, смеются, кто-то бегает по коридору… Однако замечаю: старшеклассники играют с младшими, разговаривают о чем-то с ними, что-то показывают. Какой, казалось бы, интерес им, уже взрослым, возиться с малышней? Ответом на мое удивление стали слова мамы одного из учеников.
— Честно говоря, я сначала хотела отдать ребенка в другую школу, – говорит она. – Там престижно, и выпускники, говорят, нарасхват! Но зашла туда, и не понравился мне сам дух: как-то не по себе, неуютно. А что поразило лично меня здесь – так это отношения… Я две перемены понаблюдала: дети доброжелательны друг к другу, к учителям, старшие к младшим. И учителя с каждым ребенком общаются! Я бы хотела, чтобы мой ребенок именно такое общение в школе получал, в такой атмосфере воспитывался.
Действительно, в наш век научить людей правильно общаться – задача не из простых, но важность ее нельзя преуменьшать. Умеешь грамотно строить отношения с окружающими – достигнешь многого. Не умеешь – вряд ли поможет социальное положение, багаж знаний и красота. Так что мама первоклассника права абсолютно.

Школа лидеров

Воспитание – процесс непрерывный. В этом в 51-й уверены. Отсюда и сотрудничество школы с детским садом № 149, со школой искусств № 7 (в ней развивают таланты больше половины здешних учеников), разнообразие бесплатных кружков и секций в самой школе.
Да и типы классов здесь – в ассортименте: общеобразовательные, прогимназические (2–4-й классы), гимназические (5–8-й классы), раздельного обучения мальчиков и девочек (повышенный уровень), углубленного изучения иностранных языков, профильные для старшеклассников (физико-математический, химико-биологический, лингвистический), а также классы компенсирующего обучения.
— Мы работаем на основе концепции академика Иванова «Педагогика общей заботы», – рассказывает директор. – То есть стараемся каждого ребенка вовлечь в общественную работу. Как результат: ученики не боятся высказывать свои мысли, свободно чувствуют себя на любом мероприятии. Это отмечают даже посторонние люди – наших детей сразу видно.
Что способствует такому результату? В каждом классе есть командир класса и командиры звеньев, которые выбираются лишь на 1 триместр. У каждого звена – свое коллективное поручение: дежурные, организаторы, редакторы-оформители газеты, вожатые. Все поручения раз в одну-две недели меняются, что дает возможность каждому ребенку попробовать проявить себя в разных ролях.

И немного о здоровье

Проблемы со зрением – беда многих детей. В 51-й с ней борются по мере сил. Например, для профилактики близорукости в систему обучения введены специальные упражнения, которые снимают перенапряжение. Плюс в каждом кабинете установлены офтальмотренажеры – с их помощью в середине каждого урока проводится гимнастика для глаз.
— В результате всего этого в школе резко снизилось число детей, страдающих близорукостью. В 2005 году проблемы были у каждого восьмого, а в 2010 году уже только у одного из десяти, – рассказывает Ольга Николаевна. – Эх, если бы упражнения дети делали не только в школе, но и дома!..
Наверняка процент заболевания мог быть и ниже.
А для детей II и III групп здоровья здесь организованы занятия лечебной физкультурой в специально оборудованном кабинете ЛФК.
Ни для кого не секрет, что в наше время большинство кабинетов оборудовано мебелью, которая не соответствует детскому росту. В школе № 51 нашли выход – конторки.
— Это, как оказалось, отличная вещь! – рассказывает директор. – У младшеклассников, занимающихся за конторками, за 4 года осанка не ухудшилась, а зрение улучшилось. Плюс укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, дети меньше устают.

«Мы разные, но мы вместе»

Девиз, который взяли за основу ребята из общества «Единство», где собираются самые активные и творческие ученики 51-й школы, – «Мы разные, но мы вместе». Эти ребята запросто называют мне всё то, что они считают абсолютно необходимым в повседневной жизни.
Саша, 10-й класс:
— Забота. Мы помогаем тем, кто нуждается в помощи. К сожалению, есть в мире несчастливые люди – с физическими недостатками, или бедные, или старенькие совсем. Каждый из нас старается участвовать в тимуровских рейдах и других мероприятиях.
Аня, 8-й класс:
— Культура: знать историю родного края и изучать ее еще и интересно! Театрализованные представления – изюминка нашей школы, я вот больше ни от кого не слышала, чтобы такие спектакли в других школах ставились! А еще я и мои друзья очень любим вечера при свечах. Их темы бывают разные: о нравственности, о любви, о ближних. Можно все сказать, что ты думаешь, да и других послушать интересно.
Лена, 10-й класс:
— Общество. Мы не просто замкнутый мирок. У нас школа не ограничивается только уроками. Это целая жизнь! Мы проводим праздники и мероприятия и для жителей нашего микрорайона, и в другие школы выезжаем. И это здорово – это нравится людям. Мы не просто так живем.