Оздоровительные аспекты образовательной среды: программа «АНТИСМОГ» для укрепления здоровья школьников

Сохранение и укрепление здоровья современных детей, особенно, проживающих в мегаполисах, вызывает огромную озабоченность в современном обществе, что подтверждается разработкой в последнее время государственных программ «Здоровое поколение», «Здоровье нации» и «Здоровьесберегающее образование».
В нашем лицее администрацией лицея и Медико-психологической службой особое внимание уделяется оздоровительным аспектам образовательной среды. В этой связи с 2008 г. в лицее был открыт Центр Здоровья и Экологии Жизни, в 2010 г. был дополнительно открыт Кабинет Здоровья, что было связано с необходимостью психофизической реабилитации детей, пострадавших от аномально жаркого лета и смога.
Анализ состояния здоровья и учебной деятельности, проведенный специалистами Медико-психологической службы в сентябре 2010 г. показал, что негативное влияние аномального лета сказалось не только на здоровье школьников, но и отразилось на успешности их обучения. Также немаловажным фактором ослабления здоровья является и длительное проживание детей в городе-мегаполисе, что не может не оказывать свои негативные последствия.
Для преодоления создавшейся критической ситуации в учебной деятельности и состоянии здоровья лицеистов в лицее была разработана психолого-оздоровительная программа «Антисмог», в рамках которой был открыт «Кабинет здоровья», где непосредственно проводились психологические и оздоровительные тренинги.
Основной целью занятий по данной программе являлось очищение и укрепление дыхательной системы, и в целом повышение функциональных психофизических возможностей соматически ослабленных лицеистов, пострадавших во время смога и аномально высокой температуры и длительно проживающих в экологически неблагоприятных условиях мегаполиса.
В программе использовались психосоматические, нейропсихологические и психофизические методы, направленные на укрепление дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем, на регуляцию психофизического и эмоционального состояния.
Работа проводилась в 3 этапа.

На 1-ом диагностическом этапе

(сентябрь) было проведено исследование состояния здоровья и эмоционально-волевой сферы по параметрам – работоспособность, астения, тревожность, агрессия, вегетативные и невротические реакции.
По результатам первичной диагностики лицеистов была выделена пилотажная «группа риска по здоровью» (138 чел.). Для уточнения состава группы с детьми дополнительно проводились беседа и нейропсихологические тесты на исследование внимания, памяти, произвольной регуляции учебной деятельности, в результате были собраны 3 «группы здоровья», данные диагностики которых вызывали наибольшую тревогу.
Анализ результатов в данных группах показал, что снижение успеваемости связано со значительным снижением умственной работоспособности и внимания, нарушением непроизвольного запоминания материала и снижением способности произвольно регулировать и контролировать свою учебную деятельность и поведение. У детей отмечались отрицательные показатели по таким параметрам, как «астения», «вегетативные дисфункции», «повышенная тревожность», низкая самооценка своего состояния здоровья.

На следующем 2-ом этапе

– оздоровительном, а в ряде случаев, реабилитационном (октябрь-апрель), с данными группами были проведены психологические и оздоровительные, и реабилитационные тренинги, направленные на обучение способам произвольной регуляции своих эмоциональных состояний, овладению методами психофизического расслабления, повышения работоспособности и обучение комплексу дыхательных упражнений для очищения легких и укрепления дыхательной системы и иммунитета в целом.
Специально разработанный нами комплекс очистительных дыхательных упражнений (см. приложение) помогает прочищать дыхательные пути и тем самым повышает эффективность работы всей дыхательной системы, и, как следствие, повышает жизненные силы организма, эмоциональный и психический тонус.
Также в рамках программы по оздоровлению была разработана «Тонус-зарядка лицеиста», с которой начинался для лицеистов учебный день, каждую перемену в Кабинете Здоровья проводились «Relax-паузы», регулярно проводились беседы о здоровье и здоровом образе жизни и др.
При разработке психорегулирующего комплекса «Тонус-зарядка лицеиста» учитывались не только особенности психосоматического статуса детей, но и специфика учебного дня лицеистов. В этой связи в комплекс вошли специальные упражнения, направленные на повышение и поддержание высокой работоспособности и активности учащихся. Использовались дыхательные упражнения, массаж биологически активных точек (БАТ), «стимулирующие» упражнения, активизирующие работу симпатической вегетативной нервной системы (ВНС) и «расслабляющие» упражнения, активизирующие работу парасимпатической ВНС.

На завершающем 3-ем этапе

(апрель) повторно была проведена диагностика по выше перечисленным параметрам. Было выявлено, что в результате проведенных оздоровительно-реабилитационных мероприятий произошли позитивные изменения в психосоматическом состоянии детей и состоянии здоровья в целом, повысилась умственная работоспособность, процессы произвольной регуляции учебной деятельности.
Динамика изменения психологического и психосоматического состояния в 3-ех группах измерялась 2-мя способами – до и после занятия, и в начале — в конце учебного года. В частности, для определения изменений до и после занятия нами были использованы методика «САН», психовегетативный индекс Кердо, самоотчеты лицеистов.
Для объективной оценки психосоматического и психовегетативного состояния был выбран вегетативный индекс Кердо (VI), который позволяет определить ведущие состояния организма, а именно, состояния – равновесия, мобилизации и расслабления. Вегетативный индекс высчитывается на основании замеров артериального давления (АД) и пульса (р). Ниже представлена корреляция состояния организма и соотношения диастолического давления (d) и пульса.
  1. Вегетативное и эмоциональное равновесие, когда d=p
  2. Преобладание парасимпатического вегетативного тонуса (расслабление, отдых, восстановление сил), когда d=p
  3. Преобладание симпатического вегетативного тонуса (мобилизация, активность, работа, учеба, энергозатраты), когда d<p
Для определения вегетативного индекса у учеников групп здоровья врачом лицея измерялось АД и ЧСС до и после занятия по релаксации. Замеры проводились в конце учебного года после проведения оздоровительной программы. Выбор данного времени был связан с тем, что в течение учебного года проводилось обучение навыку быстрой и глубокой релаксации разными методами, и в конце года нам важно было посмотреть сформированность данного навыка у учеников, посещавших эти занятия.
Анализ результатов показывает, что после занятия в 100% случаев у детей наблюдалось преобладание парасимпатического вегетативного тонуса. Таким образом, можно говорить, что произошло улучшение регуляторных процессов в вегетативной и центральной нервной системе, что в свою очередь является основой для формирования психофизической произвольной регуляции функций и укрепления здоровья.
Как было сказано выше, 2-ой способ оценки динамики был связан с измерением изучаемых параметров в начале и в конце учебного года. Для этой цели использовались методики — «Скрининг-дигностика психического напряжения и невротических тенденций», авторская методика «Самооценка здоровья», методика «Дом, дерево, человек», тест «Индекс отношения к здоровью».
Таким образом, после проведения психолого-оздоровительной программы «Антисмог» произошли позитивные изменения в эмоциональном, психосоматическом состоянии, наметилась отчетливая положительная тенденция в психофизической произвольной регуляции функций, в укреплении психосоматического здоровья.

Приложения:

Комплекс дыхательных очистительных упражнений для улучшения носового дыхания, очищения бронхов и легких

1. Простукивание груди. Делаем глубокий вдох и на задержке дыхания простукиваем всю грудную клетку подушечками пальцев/ладошками/кулачками, простучать спереди, сзади, сбоку. 2-4 раза.
2. Простукивание области плеча и груди. На выдохе энергично простукиваем область плеча и груди в сочетании с энергичным втягиванием живота. Вдох пассивный, выдох активный. 30-60сек.
3. Вращение рук с активным выдохом. Делаем глубокий вдох и на задержке дыхания вращаем прямыми руками столько времени, сколько возможно, комфортно. Потом делаем активный, резкий выдох через нос, выбрасывая руки вперед с сжатыми кулаками. Руки вращать в одну сторону, потом в другую. Делать 2-4 раза.
4. Повороты корпуса с активным выдохом. Руки вытянуты перед собой, кисти на уровне плеч. Делаем (в центре) глубокий вдох, поворачиваемся вправо, закрываем большим пальцем левой руки левую ноздрю и выдыхаем через правую. Возвращаемся в и.п. Опять делаем (в центре) глубокий вдох, поворачиваемся влево, закрываем правую ноздрю и выдыхаем через левую. 2-4 мин.

Также каждый день периодически 1-2 раза в час делать несколько очень глубоких вдохов и выдохов для улучшения вентиляции легких.

Отзывы лицеистов

  • Кабинет Здоровья для многих не просто кабинет, а место, где ты не только расслабляешься. Это место притягивает тебя потому, что когда ты входишь в этот кабинет, то понимаешь, что окружающий тебя мир и его проблемы остались где-то там, за дверью, а сейчас и здесь важен ты и то, что внутри тебя!
  • В комнате релаксации можно успокоиться, восстановить свои силы, можно действительно привести себя в нужное состояние и настроиться на работу.
  • Спасибо, что можно обрести минуты спокойствия посреди учебного дня!