Ярость

Ярость
Раздражение называют «тихим». Это проявление зарождающейся злости еще легко сдержать. Оно клокочет внутри, и нужно еще что-то, чтобы угли раздражения вспыхнули огнем злости. Злость уже невозможно скрыть: мы сжимаем кулаки, напрягаем скулы и дальше делаем выбор либо в пользу Благородного Гнева, либо Дикой Слепой Ярости. Разница между ними в способе выражения. Гнев потому и благородный, что выражается в словах и этим показывает победу человеческого начала. А ярость показывает: ничто звериное нам не чуждо.

Остановите меня, пожалуйста

Впервые мы узнаем это в себе примерно от 2 до 4 лет. В это время ребенок начинает осознавать себя как личность – и тут оказывается, что вокруг тоже личности. Его желания сталкиваются с часто противоположными желаниями мира (в виде родителей). Тут-то маленькие дети в ответ на «нет» взрослого начинают бросаться на него с кулаками, вопить и кидаться всем, что попадет под руку. И родителям важно научить малыша выражать свою ярость адекватно. К школе большинство детей умеют различать приемлемое и неприемлемое поведение, вспышки ярости уже редки. Это драки, разорванные тетради (когда не получается задание или плохая оценка). И все это быстро пресекается окружающими взрослыми или друзьями. А вот дальше мы становимся взрослыми. И если научились только сдерживать и подавлять злость, начинают происходить грустные, а иногда и трагичные вещи. Ведь останавливать нас больше некому. И тогда любая ситуация, где мир (в виде мужа, жены, детей) противостоит нашим желаниям, вызывает раздражение, переходящее в злость и дальше в ярость. Мы срываемся именно на близких: срыв на работе чреват потерей работы, а дети никуда не денутся.

Мама, бушуй конструктивно!

Пете 8 лет, он явно отстает в учебе. В первом классе это его не волновало, но во втором начались оценки, и он понял, что не особо успешен. Мама – человек волевой и считает, что препятствия нужно преодолевать, иначе ты неудачник. Сын другого темперамента и при столкновении с неудачей предпочитает отступить. Мама от его упрямой лени и нытья быстро впадает в ярость. И заканчивается все рукоприкладством и скандалом. В итоге несчастны все. В ходе работы с психологом мама осознала, что воспринимает поведение сына как собственную родительскую неудачу. А поскольку быть неуспешной – самый большой страх в ее жизни, то, чтобы его преодолеть, она пытается любой ценой заставить его быть успешным, что, конечно же, невозможно. Поговорили мы и с учительницей Пети и попросили уделять больше внимания его достижениям. Ведь они у него на самом деле были. Просто сравнивать в данном случае стоит с самим собой, а не с отличниками-одноклассниками. Потом подключили папу. Он мог спокойно проверять уроки и в случае нахождения ошибок разбирал их без лишних нервов. А мама в результате решила научиться выражать свой гнев иначе. Все эти шаги привели к постепенному улучшению ситуации. В итоге Петя снова захотел учиться, оценки улучшились, отношения с мамой снова всех радуют. Срывы бывают, но мама честно берет ответственность на себя.
В своей практике я часто сталкиваюсь с приступами ярости, вперемешку с ощущением полного отчаяния, у родителей подростков в разгар этого кризисного возраста. Тогда ребенок превращается в нечто непонятное, местами взрывоопасное и, главное, никак не реагирует на все попытки родителей наставить его на путь истинный. Здесь тоже часто начинаем с того, что ощущают родители и как можно выразить все эти чувства более конструктивно. Чтобы сохранить хрупкую нить контакта с подростком, переживающим очень сложный этап трансформации.

Три шага от пожара

Так что же это за способы, помогающие выражать злость адекватно? Или, выражаясь иначе, помогающие не доводить раздражение до ярости? Как ни странно, и в 3, и в 30, и в 60 они одни и те же.

Первое

Заход со стороны тела. Наблюдение за собой. Где, в каких мышцах, каких участках тела живет ваша злость? Прямо сейчас, читая эти строки, попробуйте вспомнить раздражающую ситуацию и отследите, что начинает происходить в вашем теле. У меня, например, напрягаются скулы и сжимается область желудка. После того, как вы нашли эти зоны, попробуйте ими подвигать, потянуться, глубоко подышать, направляя выдох именно в эти области. Вообще 3–4 глубоких вдоха и выдоха автоматически запускают программу расслабления и успокоения. И если вы научитесь различать все телесные признаки надвигающейся ярости в самом начале, то можно остановить этот процесс с помощью вышеописанных действий.

Второе

Если процесс запустился, и злость уже готова обрушиться яростным водопадом, попробуем привлечь разум. А именно: можно топать ногами, кидаться безопасными предметами (подушки, мягкие кубики и т. д.) и обязательно говорить. Озвучивать свои чувства: «Как меня все это бесит!!! Не хочу так жить!!! Хочу, чтобы все это закончилось!!! Я в ярости!!! Хочется всем оторвать голову и выбросить в окно!!! А-а-а-а!!!» Заметьте, все это правда и все это только про себя. Так называемые Я-высказывания. Они позволяют и выразить свои чувства, и не причинять вред окружающим.

Третье

Можно использовать техники, позволяющие выражать чувства без слов. Например, когда сидишь на уроке или очень зол на человека и понимаешь, что если выскажешься сейчас, то ни к чему хорошему это не приведет, а высказаться очень хочется. Тогда на помощь приходит творчество. Можно выразить свою злость в виде рисунка. Это может быть спонтанная каляка-маляка. А может быть вполне осмысленный комикс или карикатура, где объект ярости представлен «во всей красе». Еще можно злость лепить, танцевать, петь. Выбрать песню, наиболее подходящую для выражения своего состояния, и громко ее пропеть.
И когда волна ярости схлынет, можно принимать решения, обсуждать, размышлять. Ведь главное – быть в контакте с собой, понимать и принимать свои чувства и состояния. Выбирать способы их выражения. С удовольствием творчески дирижировать оркестром своего внутреннего мира, вслушиваясь в мелодию собственной жизни.