Ольга Голодец: «Мы работаем на опережение»

№ 9, 2011
Рубрика: Гость номера
Автор статьи: Мария ТРОФИМОВА
Ольга Голодец: «Мы работаем на опережение»

— Ольга Юрьевна, мы беседуем с Вами в канун нового учебного года. И родителей всех первоклассников волнует вопрос перехода начальной школы на федеральный стандарт начального обучения. Есть ли уже какие-то результаты, качественные отличия?
— В Москве в прошлом году был запущен пилотный проект по введению начального стандарта, в котором приняло участие 186 школ, и довольны остались все: дети, родители, учителя. Малыши начинают учиться исподволь, играя. Этот стандарт основан на активном, деятельном подходе, заставляет познавать мир, работать руками, думать. И потому психологи, которые весь год проводили мониторинг процесса, пришли к выводу: качество обучения повысилось, успеваемость поднялась на 18 %. Растут такие показатели, как сконцентрированность ребенка на том, что он делает, вовлеченность его в процесс, коммуникативные навыки. Все то, что обычно требовало некоторого волевого усилия со стороны педагога, сейчас достигается намного проще, интереснее для ребенка, потому и результат лучше. Меняется все, начиная с расстановки парт: не рядами лицом к учителю, а так, чтобы удобно было работать группами по 4–6–8 человек. В одну такую школу я зашла на урок математики. Дети не могли даже обернуться, встать, так они были увлечены процессом! Они достигают поставленной цели, умеют рассказать о том, что сделали. Эта новая методика преподавания в Москве уже завоевала своих сторонников.
— Часто обеспокоенные родители спрашивают: компьютерная грамотность – хорошо, конечно, но не уйдет ли основа начального обучения – умение писать от руки, читать и разбираться с прочитанным текстом?
— Нет, конечно. Навыкам письма в первом классе по прежнему уделяется очень много времени, это определяет развитие мелкой моторики. Вообще, все моменты, связанные с работой руками, не просто сохранены в прежнем объеме – их в новом стандарте намного больше! Например, лепка, в том числе из глины, и не только на уроках технологии, но и на математике, русском языке. В каждом школьном предмете предполагается использование этих материалов, навыков. Дети сами создают мультфильмы, пишут к ним тексты, озвучивают… В этой форме базовые навыки и умения приобретать, согласитесь, гораздо интереснее. И материал усваивается гораздо лучше.
— Какие школы выбирались для пилотного проекта?
— Разные массовые, а не только школы-лидеры, которые, конечно, дали бы нам устойчивый результат. Пилотный проект тем и был хорош, что проводился в различных школах с большим числом учащихся. Основным критерием отбора было желание школы участвовать в нем.
— Новые требования стандарт предъявляет и к преподавателям. Насколько готовы московские учителя к новой методике?
— Для всех учителей пилотных школ был разработан 144-часовой курс повышения квалификации. Но, когда мы подводили итоги, на эту тему много было высказано пожеланий от тех, кто вел уроки, и мы скорректировали курс. Он будет и в дальнейшем прорабатываться, идет постоянная онлайн-поддержка педагогов. Сегодня учителя обучены, они могут работать в рамках этого курса, но знаний требуется гораздо больше, мы должны работать на опережение, учителя должны себя уверенно чувствовать на этих уроках. Они сами говорят, каких навыков им не хватает.
— Как будет выглядеть общий переход на новую систему начального образования?
— То, что активная деятельность лежит в основе нового обучения – это уже аксиома. И так работают практически все. Что касается технического переоснащения школ, то мы рассчитываем к 1 января 2012 года эту задачу решить. Это не только компьютеры, но и подключенные к ним микроскопы, и цифровая фототехника, и конструкторы. Причем по итогам работы этого года и здесь вносятся уточнения и исправления. Мониторинг будет продолжаться – важно, чтобы все эти новшества не превратились в формальность, выводы об обученности детей будут делаться регулярно с ежегодным подведением итогов.
— Как справились московские школьники с ГИА и ЕГЭ, на что Вы посоветуете обратить внимание при подготовке будущим выпускникам?
— Московские выпускники традиционно сдают экзамены лучше своих сверстников из других регионов, у нас результаты образования лучше средних по России. Наши дети живут и учатся в мегаполисе, у них больше возможностей для получения информации. Москва – это уникальная культурная среда, которая делает свой вклад в развитие каждого ребенка, в его образование.
И это сказывается, конечно, на результатах. Много 100-балльников, по нашим последним данным – 540 человек в этом году. У нас были хорошие результаты в среднем по каждому предмету, но мы видим, что математику можно было бы подтянуть. Именно в массовой школе. Москва традиционно сильна в иностранных языках и литературе – из всех 100-балльников по английскому на Москву пришлось 50 %. К сожалению, это часто происходит в ущерб математике, физике и химии. А ведь такое ограничительное образование не полезно. Мы сегодня предполагаем, что понадобится ребенку в его будущей жизни, через 7–10 лет, и не имеем права ограничивать область знаний. Не всем надо знать химию на уровне экзамена в профильный вуз, но понимать логику науки необходимо, чтобы во взрослой жизни быстро самостоятельно добрать необходимые знания. Дать хорошее, равновесное базовое образование – наша сегодняшняя задача. Мы будем делать все, чтобы выровнять знания по тем предметам, которые сейчас почему-либо не популярны у ребят, но без них нельзя. Нельзя знать только свою узкую область. Юрист, неспособный прочитать простые математические символы – нонсенс. Физиков от лирики и лириков от физики никто освобождать не будет.
— Прочтя это, многие родители вздохнут с облегчением…
— Да, но и от них такой подход потребует дополнительных усилий. А мы постараемся сделать так, чтобы получать знания по всем предметам было интересно. Мы должны приумножить то, что наработала отечественная школа в течение десятилетий.
— Ваши пожелания читателям ЗШ к Дню знаний?
— Любви и взаимопонимания, потому что тот ребенок счастлив, которым в семье занимаются, любят, уделяют ему как можно больше времени. Образование не может начинаться и заканчиваться в школе, это наш совместный труд. И здесь мы должны слушать друг друга, быть хорошей опорой для детей, чтобы вместе вырастить успешных людей.