Интервью с Генеральным директором Национального детского фонда Ириной Мастусовой

В последнее время общество все чаще задумывается о том, что жизнь ощущается по-настоящему полной и счастливой, когда ты не только берешь, но и отдаешь. И не только деньги и вещи, но и время, силы, эмоции, любовь. В нашей стране, к сожалению, есть куда все это применить: бездомные животные и не очень уютные дома престарелых, детские дома и интернаты – по-прежнему наша реальность. Благотворительные фонды находят свою нишу и поле для деятельности. Кто-то собирает деньги, чтобы спасти жизнь конкретным малышам, кто-то привозит вещи и подарки, устраивает для стариков и детдомовцев концерты и помогает привести в порядок здание и территорию вокруг.
Среди тех, кто работает с детьми, есть фонды и волонтерские объединения, которые видят своей целью не разовую помощь, а постоянную работу с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в том числе – воспитанниками детских домов и интернатов, а также детьми, живущими в семьях, но которые, в силу особенностей развития, называются официально «детьми с особыми потребностями». Сегодня мы говорим с Генеральным директором Национального детского фонда Ириной Мастусовой.

— Ирина, добрый день. В чем особенность Национального детского фонда, что отличает его от других некоммерческих организаций?
— Здравствуйте. Национальный детский фонд создавался, прежде всего, как профессиональная структура, на практике качественным образом меняющая отношение общества к детям и детству. Мы создаем и реализуем программы, которые повышают качество жизни детей и подростков дома, в семье, в школах и детских садах, в детских домах и интернатах. Наши проекты реализуются в партнерстве с российскими госструктурами, международными организациями, такими, как ЮНЕСКО, коллегами из других благотворительных фондов, волонтерами, бизнесом.
— С какими категориями детей вы работаете?
— Мы работаем как с обычными детьми из благополучных семей, так и с «крайними полюсами» детской аудитории: для одаренных детей фонд создал Национальную детскую премию, которая вручается на основании выбора жюри из выдающихся представителей науки, культуры, спорта. Есть проект «Пин-код» — для тех, кто по-настоящему увлечен изобретательством и наукой.
На другом полюсе – дети в трудной жизненной ситуации: дети с особыми потребностями, воспитанники детских домов и интернатов.
— Расскажите, пожалуйста, есть ли в фонде какие-то особенные методики работы с детьми в трудной жизненной ситуации? Ведь по большей части некоммерческие объединения работают именно с этой целевой аудиторией.
— Одна из наших основных задач – социальное воспитание детей в трудной жизненной ситуации. Это такая нетривиальная задача, вызов: не столько развлечь, сколько научить самостоятельной работе и взаимодействию с другими. И не в рамках разовой акции, а на постоянной основе. Доказано, что дети, обделенные вниманием в семье, демонстрируют тотальную нехватку социальных знаний – то есть, попросту говоря, не умеют дружить и любить, а из поведенческих коммуникативных стратегий признают лишь нападение и защиту. Не умеют общаться, не чувствуют, что мир вокруг может быть красивым, благополучным, дружелюбным. Не говоря о том, что они не очень понимают, как самому честными и достойными способами обеспечить себя, как нести за себя ответственность. Как следствие – они выстраивают уже в своей взрослой самостоятельной жизни привычные им модели семьи: с наркотиками, алкоголем, семейным насилием, отсутствием мало-мальского интереса к собственному развитию.
Из осознания этой ситуации и выросла «Мульттерапия» — программа творческой реабилитации и социализации детей через создание ими мультфильмов.
— А почему программа называется «Мульттерапия»?
— Она начиналась как занятия с детьми с тяжелыми и врожденными заболеваниями: онкология, миопатия, отставание в интеллектуальном развитии… Взрослые мультипликаторы, которые пришли в больницы и хосписы, делали то, что умеют делать профессионально, с желанием как-то облегчить невеселые будни маленьких пациентов. Дети увлеклись процессом – непростым, требующим терпения, взаимодействия с другими детьми и со взрослыми. И постепенно начали выходить из этой скорлупы болезни, менялось их отношение к себе, к окружающим, к миру, к собственному состоянию. Дети, поначалу сидевшие только в углу одни, со временем начинали включаться в общую деятельность, девочка, рисовавшая только черной краской, вдруг брала в руки цветные карандаши. Парень, изо всех сил привлекавший к себе внимание любыми доступными способами, оказывался в состоянии не только работать спокойно и сосредоточенно, но и разделить с кем-то похвалу за результат. Положительные изменения были налицо. Стало понятно, что такую деятельность можно использовать как полноценную реабилитационную методику. Конечно, она – не панацея. Но помогает разрешать эмоциональные проблемы, скорректировать некоторые физиологические состояния. Поэтому и «Мульттерапия» — терапия при помощи создания мультфильмов.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о реабилитационных эффектах этого метода.
— За время работы специалисты выявили у ребят, занимающихся по программе «Мульттерапия», серьезные улучшения: в Центре патологии речи дети быстрее начинают говорить или значительно улучшают свои речевые навыки. Работа с крупой, пластилином, вырезание мелких деталей из бумаги развивают мелкую моторику, нарабатывают нейронные связи в мозгу ребенка. Это значит, что эффективнее происходит восстановление моторных навыков, если они были нарушены, существенно улучшается состояние детей с ДЦП. У детей с психотравмой корректируется эмоциональный фон, уходит агрессия, мысли о насилии сменяются представлениями о дружбе, радости, красоте, семейной любви.
Анимация дает много разнообразных реабилитационных возможностей, больше, чем другие отдельные виды искусства, которые используются в разных арт-терапевтических методиках. Создание мультфильма – это длительный и технически трудоемкий процесс. Не каждому взрослому хватает терпения, усидчивости работать на результат, который можно будет увидеть лишь через -2-3 месяца (приблизительно 50-70 часов занимает работа над 5-тиминутным профессиональным фильмом). Чтобы совершить такую работу, надо быть цельной личностью.
— То есть дети работают с разными анимационными технологиями? Все всерьез?
— Да, все одновременно и игра, и совершенно всерьез. В детской анимационной реабилитационной студии ребята работают с такими видами искусства, как живопись, графика, скульптура, фотография, музыка, литература, театр, изучают компьютерные графические программы, сыпучую анимацию (работая с песком или крупой), перекладку (перемещение бумажных фигурок) и перелепку, и stop-motion (анимирование предметов). Если группа работает в лечебном учреждении, есть некоторые гигиенические ограничения, если это выездная студия в детском доме или стационарная – в городском помещении, тогда мы практически ничем на занятиях не ограничены в плане технологий. Важной организационно-психологической ценностью мульттерапии является работа в команде. У каждого здесь – своя роль: режиссер и сценарист, художник и актер озвучания, композитор, оператор и монтажер. Все по-настоящему, а, оборудование мы используем самое доступное: ноутбук с самой простой монтажной программой (таких бытовых монтажных программ, которые не требуют от пользователя быть специалистом-программистом, сейчас достаточно); цифровой фотоаппарат, штатив. Бумага, фломастеры, пластилин, краски, крупа…
Возможно, именно потому, что процесс «всамделишный», а результат – законченный и тоже настоящий – который не стыдно не только разместить в интернете, но и на конкурс отправить, — ребят все это действительно увлекает.
— Как проходит занятие?
— Сначала детей надо на занятие собрать. Не важно, детский дом ли это, больница или реабилитационный центр, но когда мы впервые приходим заниматься с пациентами или воспитанниками, их надо заинтересовать: «Тебе нравятся мультики? А хочешь узнать, как они делаются? А ты сам хочешь попробовать сделать настоящий мультфильм?» В этот момент очень нужны волонтеры – живые, веселые, но внимательные, понимающие и принимающие даже очень непростых детей, вызывающие их доверие.
Профессионалы-аниматоры объясняют, как делаются мультфильмы. Показывают, как преобразить в мультфильм что-то совсем простое, например, прыгающий мячик.
Потом задается тема будущего фильма. И дети начинают создавать историю. Ни одно занятие не проходит без обсуждения такой истории, положительных и отрицательных героев, которые будут в центре событий, тех приключений и конфликтов, вокруг которых строится действие. Дети высказывают свое мнение о том, какие эмоции вызывает у них тот или иной персонаж, и что они сами при этом чувствуют. Каждый хочет внести в сюжет что-то свое: любимого героя (или антигероя), знакомые истории могут предстать в самом неожиданном развитии или жанре. Мы уже не удивляемся тому, что в одном мультике соседствуют Кощей Бессмертный, Белоснежка и боевой робот-трансформер.
Кстати, многие повороты сюжета ( или настойчивое «продвижение» ребенком определенного персонажа) – это повод для наших психологов и коррекционных педагогов, тоже участвующих в занятии, внимательнее понаблюдать за тем или иным ребенком, возможно, включиться и поработать с каким-то из детей отдельно, решить его проблему. Наблюдая за группой в целом, психологи помогают наладить контакт между детьми и между воспитанниками и взрослыми, снять конфликтность или агрессию, настроить на позитивную плодотворную работу.
Затем начинается долгая и непростая работа по созданию персонажей, фонов, наконец, покадровая съемка, монтаж, озвучка… И, наконец, — ура! – титры, где вся творческая бригада создателей анимационного фильма видит свои имена. Такой овеществленный, зафиксированный факт твоего присутствия в этом мире. И не просто – существования, а творческого проявления себя.
— А ребята чаще снимают на готовые и знакомые сюжеты, сказки, например, или придумывают что-то свое?
— Самые первые работы чаще делаются по знакомым всем историям: «Репка», например. Но даже в известный с младенчества сюжет часто проникают детские придумки. Позже ребятам становится интереснее придумывать свое. Но в «авторских» сюжетах они могут использовать известные им персонажи – фольклорные или масс-культурные. Тем не менее, они понимают, что переснимать уже известный им мультфильм совсем «в лоб», как-то уж совсем скучно.
— А родители могут принять какое-то участие в процессе?
— Если студия в медицинском центре, то часто там с детьми постоянно находится мама. Иногда – бабушки и папы тоже присутствуют. Поначалу бывает, что мамы, сами того не осознавая, стремятся все сделать за своего сына или дочку. Видны устоявшиеся модели семейного поведения. Часто бывает, что ребенок (особенно с врожденными особенностями развития) – единственный, всеми жалеемый, «бедненький». Не всегда просто поменять точку зрения на эту проблему, а, следовательно, и манеру поведения родителей и ребенка. Но ведь смысл занятия прямо в противоположном: чтобы ребенок проявил себя, чтобы развились его руки, его разум, его воля, умение концентрироваться на решении задачи, добиваться самостоятельного результата, чтобы он понял свои возможности. Со временем родители детей с особыми потребностями начинают понимать, как важно стать для своих детей не подпоркой, а партнером, и многие из них на занятиях по мульттерапии начинают смотреть на свою семейную ситуацию по-новому, моральный и физический груз ситуации становится для них легче. И в какой-то момент они включаются в работу студии с иным посылом: не потому, что привыкли брать на себя всю ответственность или испытывают чувство вины, а потому, что им самим – интересно. После таких совместных занятий отношения в семьях меняются в лучшую сторону: проявленная радость и творчество превращают жалость и ответственность в настоящую любовь, наполняя семью силой и желанием жить дальше настолько полно и многогранно, насколько это возможно. Такое занятие – совместное создание мультфильмов – может вполне стать отличной семейной домашней практикой. Кто-то рисует, а кто-то – снимает и монтирует, вместе общаемся, вместе радуемся результату. Если не стремиться сразу снять полнометражную сагу, минутный ролик о каких-то домашних событиях, семейных торжествах, да хотя бы – 30-ти секундное анимированное поздравление с праздником – вполне по силам семье.
— Есть ли у Национального детского фонда возможности и желание распространять опыт программы «Мульттерапия» в России ?
— Да. За 3 года существования программы мы отрыли несколько детских анимационных реабилитационных студий: в Москве, Подмосковье, Челябинской области… Они работают как в больницах и медицинских реабилитационных центрах, так и в детских домах и интернатах. В планах – открытие еще нескольких площадок в Москве, в том числе, в детском саду и школе для слабослышащих детей, в других регионах России. Есть желание открыть и стационарную мульттерапийную студию в центре города, чтобы там могли заниматься, например, дети из многодетных семей.
— Спасибо большое, и успехов вам и вашему проекту!
— Спасибо.