Бийская эколого-туристско-краеведческая школа № 7

№ 4, 2011
Рубрика: Лучшие школы
Автор статьи: Ольга СОСЕДКО

«Ну что это за «заячьи уши»? – слышу, переступая порог школьного спортзала. – Да с ними даже «бабочку» не пройти!» Преодолеваю «естественные препятствия» в виде альпинистских веревок и оказываюсь на занятии туристического кружка бийской эколого-туристско-краеведческой школы № 7.
Выясняется: «заячьи уши» – это узел такой, очень важный для правильной страховки, он же – «двойной проводник», а «бабочка» – один из этапов прохождения веревочной трассы. Будущие туринструкторы терпеливо вводят меня в курс дела.
А в глазах – немой укор: неужели она и правда этого не знает?
— Сегодня закрепляем преодоление водных препятствий с самостраховкой, – поясняет руководитель кружка, учитель физкультуры и основ туризма Сергей Колесников. – На уроке была теория, теперь отработаем руками и ногами.
И уже детям:
— Страхуемся «прусиком»!
С ним важно обращаться умело.
Не обхватывайте его, а передвигайте, толкая вперед, тогда в случае срыва он затянется на веревке и остановит ваше падение.
Пытаюсь представить себя висящей вот также нелепо вверх тормашками над бурлящей водной стихией… От этого желание ухватиться покрепче за спасительный, в прямом смысле этого слова, «прусик» лишь усиливается.
А для этих детей, судя по всему, обуздывать естественные страхи – дело привычное: ведь позади уже не одна настоящая переправа.
— Важный момент! Размер «прусика» – не длиннее вытянутой руки. Иначе при срыве до него просто не дотянетесь.
Бодрящая перспективка, ничего не скажешь, а они и глазом не моргнули – во выдержка!

«Нам нельзя не быть туристами!»

Школа № 7 укромно расположилась в частном секторе района Заречье. Языком местных – «на отшибе». Из окон – вид на многовековой сосновый бор, за ним знаменитый Чуйский тракт, ведущий к Алтайским горам и соседней Монголии. И то ли относительная географическая близость к Горному Алтаю, то ли чудесным образом подобравшийся коллектив сыграли решающую роль, но так повелось, что школа, отметившая в прошлом году столетие, 90 лет вплотную занимается детским туризмом.
— А начиналось все еще в 20-х годах прошлого века, – рассказывает директор Антонина Мелихова. – Затем наша выпускница 1937-го года Ольга Теплоухова стала организатором детского туризма в Бийске. В 60-е годы эстафету подхватил Александр Веселов.
Школа 25 лет подряд брала призовые места в краевых соревнованиях! После такого нам просто нельзя не быть туристами!
Да и сам Алтайский край уникален в этом плане – здесь стык цивилизаций. Магнитом тянет: кто хоть раз побывал, непременно вернется. Горы, реки, озера, пещеры, ледники, тайга. А загадок сколько! Одни петроглифы, курганы и каменные бабы чего стоят… Бийск выгодно расположен на пересечении всех туристических направлений. И сегодняшний повышенный интерес к «золотому кольцу Алтая», в том числе и со стороны иностранцев, диктует потребность в подготовке своих специалистов туристского и краеведческого профиля.
Поэтому в школьном расписании, начиная с седьмого класса, наравне с традиционными русским и математикой – основы туризма, краеведение, экология, а в качестве допобразования – туристический кружок. Плюс бесчисленные турслеты, спортпоходы, сплавы. А выпускников, почти готовых инструкторов и гидов, с нетерпением ждет профлицей.
К слову, в 2010 году здесь решились на возрождение давней традиции и провели первый за последние десятилетия учительский турслет, успех которого определил перспективу однозначно: слету дать статус открытого.

Если друг оказался вдруг…

— Как учителя к турслету готовились? Да по-настоящему и готовились! – делится Антонина Григорьевна, которая, как выяснилось, в прошлом заядлая лыжница, и теперь, будучи директором, не пропускает ни одного школьного спортивного мероприятия. – Прямо во дворе моего дома между сосен натянули канаты, обвязались страховками и вперед! А что соседи? Они привыкли уже! У меня на участке «школа молодого туриста» функционирует постоянно. Что смеетесь?
В походе ученик и учитель равны – скидок нет. Поэтому здесь все по-честному: тренируются, падают, преодолевают, плачут даже.
— Поначалу было непросто, – рассказывает завуч Галина Бедарева. – Я долго не могла научиться правильно собирать рюкзак, копалась дольше всех, смеялись надо мной. Однажды затормозила всю команду. Жутко стыдно!
И тут подошел самый что ни есть хулиган, от которого вся школа, и я в том числе, просто рыдали, и тихо сказал: «Давайте я Вас научу». Вот тогда внутри что-то щелкнуло, сломался стереотип какой-то. С Ильей мы стали лучшими друзьями. Сейчас он настаивает, чтобы шла с ними на Абаканский хребет (14-дневный зимний маршрут по Северо-Восточному Алтаю и Хакасии). Но перспектива топать по 18 км в день с рюкзаком и на лыжах в мои-то 47 пока, кроме ужаса, ничего не вызывает. А он твердит свое: «Сможете!» Вдруг прав?

Трудные дети?

Объективности ради надо сказать: большая часть учеников школы № 7 – так называемые «трудные дети», то есть те, кого особо не ждут в лицеях и гимназиях.
— Как ни парадоксально, но эти «неблагополучные» в походе самые надежные! – говорит физрук Сергей Васильевич. – Тайга школьных хулиганов и двоечников раскрывает с другой стороны. Вперед тебя бегут за дровами, без слов ставят палатки, начинают готовить. В походе я даже голос не повышаю, и повторять дважды не приходится.

Победное восхождение

Мне удалось побеседовать и с мамой семиклассника Данилы. Мальчик болен астмой, школьные занятия посещает по возможности. А тут пришел и заявил: иду с классом в поход на Церковку (гора в близлежащем городе-курорте
Белокуриха, перепад высот при подъеме – 550 м, протяженность – 2050 м).
— Сначала даже обсуждать это не хотела. Он с ингалятором не расстается, какие тут горы?!
Но вижу: настроен решительно, обиделся, не разговаривает. Ситуацию спасла Галина Геннадьевна – классный руководитель. Сказала: беру под свою ответственность. Отпустила, но чего мне это стоило! Жалею ли? Жалею лишь о том, что чуть не совершила страшнейшую ошибку, лишив ребенка шанса поверить в себя. Сын вернулся невероятно уставшим, к еде, которой набила ему полный рюкзак, даже не притронулся. Но какой он был счастливый! «Мама, я дошел до вершины!» – и этим было все сказано.