Коррекционная школа для слепых и слабовидящих детей в Тверской области

На первый взгляд эта школа кажется совершенно обычной. Но уже через несколько минут понимаешь – что-то не так. Дети по коридорам не носятся. Классы непривычно маленькие – не больше пяти человек. Да и фиксированного расписания, как выясняется, тут нет: ведь некоторым ученикам приходится добираться на уроки не один час…
Итак, мы в единственной в коррекционной школе для слепых и слабовидящих детей в Тверской области.

Дорога в школу

Некогда учебно-консультационный пункт для незрячих взрослых вот уже 10 лет работает как настоящая, хоть и маленькая, школа. Сегодня здесь всего 46 учеников.
— И каждому из них учителя уделяют максимум внимания, – говорит директор Виктория Зазулькина. – Впрочем, у нас, помимо очной, практикуются и другие формы обучения: заочная, вечерняя, надомная и самая распространенная – индивидуальная, один на один с преподавателем. По такой системе занимается почти половина наших детей.
Одно из последних нововведений – обучение дистанционное. Для некоторых из здешних учеников возможность получать знания по Интернету – насущная необходимость. Ведь подобных учебных заведений в области больше нет, а добираться сюда из отдаленных уголков – серьезная проблема. И вот с недавних пор два ребенка с ДЦП получили возможность учиться, не выходя из дома. Причем техническую сторону вопроса (установку веб-камер и всех нужных программ) государство взяло на себя. Родителям это ничего не стоило.

Девочка из зазеркалья

— Я просто зачитываюсь Жюлем Верном! – часто ли вы слышите такое от здоровых детей со стопроцентным зрением? А я услышала от незрячей девочки – десятиклассницы Ани. Как выясняется, она также очень уважает Роберта Стивенсона и книжки о здоровье. А еще любит играть на компьютере и слушать музыку.Аня – отличница. И хотя принято считать, что точные науки для незрячих детей особенно сложны, она с увлечением занимается
математикой и информатикой. Более того, эти предметы определили ее выбор будущей профессии. В свои 17 Анечка мечтает стать банкиром.
— Во всяком случае, необходимых для банкира аккуратности и скрупулезности у нее в избытке, – одобряют выбор педагоги, пока мы наблюдаем, как прилежно этот подросток наносит специальным грифелем в рамках металлической колодки, так называемого «шеститочия», малопонятные для непосвященных проколы.
— Я сегодня получила пятерку по географии, – произносит она вслух то, что так старательно выводила. Причем пишет Аня в зеркальном отображении – справа налево, а читает, само собой, наоборот – слева направо.
Это и есть известная азбука Луи Брайля – система рельефно-точечного шрифта, которым пользуются незрячие люди для чтения и письма во всем мире. Между прочим, чтобы овладеть этой методикой, времени нужно немало: чувствительность пальцев должна быть на самом высоком уровне, а весь объем информации приходится попросту запоминать. Наверное, поэтому учителя отмечают, что дети с ограниченными возможностями более старательные и покладистые и, как губка, впитывают все услышанное.
К счастью, современным слабовидящим детям на помощь приходят технические достижения, о которых еще несколько лет назад никто не мог и мечтать: компьютеры с голосовыми командами, тифломашины, на которых можно отсканировать любой печатный текст и получить его в аудиоформате, компьютерная программа «Экранный диктор», позволяющая полноценно справляться с заданиями по информатике. А еще в распоряжении школьников целая библиотека с огромным выбором аудиокниг.
Весь этот арсенал помогает незрячим школьникам не только на ранних этапах обучения, но и после поступления в вузы.

Self-made man

Студент с полной потерей зрения? Теперь это вполне обычное явление. Живой тому пример – учитель школы Владимир Поляков. Когда-то он сам учился в этих стенах, а потом поступил в Тверской государственный университет
и 5 лет очно учился на отделении педагогики. Кстати, школа охотно помогает своим выпускникам с поступлением. Например, предоставляет «переводчика», который расшифровывает для экзаменационной комиссии написанные по Брайлю работы.
— Да и не сильно я отличался от остальных студентов, – уверяет Владимир. – Ходил на лекции, на экзамены и зачеты. Разве что иногда договаривался об устной сдаче письменных работ.
А потом все-таки признается:
— Только первые три месяца пришлось нелегко: все свободное от учебы время уходило на расшифровку диктофонных записей и их конспектирование брайлевским методом. А потом удалось купить ноутбук, и все наладилось. Появилась возможность лекционные аудиозаписи перемещать в компьютер и прослушивать, а для отсканированных материалов использовать программы для чтения экрана. К слову, есть и более удобная альтернатива – брайлевский дисплей – специальное тактильное устройство, которое позволяет слепому «читать» пальцами с монитора. Вот только стоимость такого приспособления колеблется от одной до нескольких тысяч евро.
Уже на 3-м курсе Владимир вернулся в родную школу: сначала практикантом, а потом и полноправным учителем. К имени добавилось отчество, и теперь Владимир Николаевич преподает подрастающему поколению сразу несколько предметов: информатику, географию, биологию и даже музыку. Такой вот self-made man – человек, сделавший себя сам. И, между прочим, отличный пример для его учеников: как жить, к чему стремиться, чего можно добиться.

После уроков

Уроки окончены, но дети не расходятся – большинство из них остаются на продленке. Для старших это, кроме прочего, еще и возможность пообщаться. А младшие резвятся в специальной сенсорной комнате (отдельное спасибо спонсорам!). Она оборудована приспособлениями, которые помогают развивать у слабовидящих детей слух и умение ориентироваться в пространстве. Все это – в игровой форме: дети собирают конструкторы, упражняются с тактильными досками, делают специальную зарядку. Или расслабляются под спокойную музыку, вдыхая ароматы эфирных масел. А еще детишкам с частичной потерей зрения очень полезно любоваться причудливыми переливами фиброоптического волокна – неотъемлемого атрибута каждой сенсорной комнаты.
Кроме этого, дважды в неделю ученики школы отправляются в бассейн и на конную базу.
Есть здесь и свои традиции. В конце каждой четверти, перед уходом на каникулы, ребята устраивают маленький праздник: поют, читают стихи, играют на гитаре, аккордеоне и синтезаторе (эти инструменты они осваивают
на уроках музыки), а также ставят импровизированные спектакли. Сценарии пишут школьники, а темы – простые и актуальные. Например, мы с фотокором попали на представление, посвященное празднику урожая – в этот день зрителей радовали зарисовками из жизни садоводов и огородников.

Где родился – не пригодился?

С каждым годом круг специальностей для незрячих людей становится все шире: теперь это и психологи, и юристы, и звукорежиссеры.
Неудивительно, что большинство выпускников этой школы (а это 4–6 человек в год) стремятся в университеты крупных городов: мол, и уровень образования выше, и возможностей в будущем найти работу больше. Новоиспеченные абитуриенты едут поступать в МГУ, СПбГУ и даже в Кисловодск, где существует единственное в России массажное училище для слепых и слабовидящих. В общем, за последние годы ни один не остался без дела. Конечно, адаптироваться в чужом огромном городе им сложно, но в Тверской области работы для них почти нет: производство для слепых тут практически не функционирует.

Правила приема

— Наверняка детей с проблемами зрения в области больше, чем мест в школе. Как такие ребята попадают именно к вам? – спрашиваю я директора.
— По направлению врача или психолого-медико-педагогической комиссии, – отвечает Виктория Владимировна. – Впрочем, тех, у кого зрение хоть немного, но сохранено, папы с мамами часто определяют в обычные, общеобразовательные школы. Просто потому, что они ближе к дому.
А слепых детей стараются перевести на домашнее обучение – так во многом проще. Но любой наш ученик скажет: учиться здесь, конечно, сложнее, чем дома, зато гораздо интереснее!

Фото: Елена АСТАФЬЕВА