Школа здоровья, Центр образования № 1998 «Лукоморье», г. Москва

Судя по названию, где-то тут должен быть дуб зеленый и златая цепь на дубе том. На самом же деле имеется только четырехэтажное здание, нарядное крыльцо с высокими расписными колоннами и табличка: «Школа здоровья, Центр образования № 1998 «Лукоморье». Между прочим, первая Школа здоровья в Москве.
Унашего Центра история длинная, – говорит его директор Елена Котомина. – Началась она с 1987 года, когда мы решили создать детский сад для детишек с разными хроническими заболеваниями. Потом садик превратился в экспериментальную школу-лабораторию. И вот уже 10 лет, как нам присвоили статус «Школа здоровья».
В кабинете директора всюду цветы: на столах, шкафах, на полу. А чуть поодаль, в уголочке – даже небольшая оранжерея.
— Нравится? – замечает Елена Вадимовна. – У нас в каждом классе так. Цветы не просто радуют глаз – они выступают в роли «докторов». Например, сансивьерия (в простонародье «тещин язык») и хлорофитум хорошо поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Герань помогает справляться с резкими колебаниями настроения, депрессией, бессонницей. А вот очистить воздух от токсинов удается плющу, фикусам, драцене. Такими же свойствами обладают и широкие листья филодендрона, и даже обычное алоэ.

Экология класса

Какие растения в какой класс поставить, решает бывшая выпускница «Лукоморья» Александра Деникеева. По образованию она инженер-эколог. А по должности – методист по мониторингу здоровьесберегающей среды.
У этой необычной для школы штатной единицы разнообразные должностные обязанности: составлять на каждый класс экологический паспорт, который позволяет отслеживать изменения окружающей среды. А еще регулярно измерять влажность и температуру воздуха внутри школы, оценивать степень освещенности классов и т. п. Все эти замеры потом войдут в рекомендации. Например, поставить в помещении увлажнитель воздуха или ионизатор. Или растения, поглощающие вредные вещества.

Карты здоровья

Мы идем по широким светлым коридорам, а навстречу несутся дети, спешат педагоги, вокруг стоит шум-гам. Только закончился урок, и ребята выбежали на перемену.
— Здравствуйте, доброе утро! – слышится отовсюду.
Все эти чудесные дети оказались в этой школе из-за проблем со здоровьем.
Вернее, сначала они ходили в детский сад «Лукоморье» (он входит в структуру Центра образования). А когда подросли, прошли медико-педагогическую комиссию и были зачислены в школу, где педагоги подобрали для каждого ребенка индивидуальную программу по оздоровлению – с учетом заболевания и физиологических особенностей.
Сегодня здесь учатся 548 детей, 88 из них – инвалиды.
Во всех классных журналах, кроме фамилий учеников и их оценок, – небольшие таблички, где указана группа здоровья каждого ребенка и даже его рост (в классах установлены специальные ростовые парты). А также – рекомендации для учителей.
— Эти карты здоровья для нас – не просто бумажка, – говорит учительница английского языка Татьяна Мартыненко. – Они содержат очень ценную информацию, которая помогает узнать детей лучше, понять, как они усвоят материал. Например, кому-то из ребят следует обратить особое внимание на осанку – его часто мучают головные боли. Кто-то работоспособен только в начале урока, поэтому спрашивать его надо именно в это время – когда концентрация внимания у ребенка повышенная.
А у кого-то слабо выражен визуальный тип восприятия, значит, с ним надо работать по-другому: максимально подробно проговаривать материал или даже использовать аудиозапись.

«Здоровый образ жизни»

Так называется учебный курс, который дети из «Лукоморья» начинают изучать еще в детском саду, и продолжают вплоть до 11-го класса. Ведет этот предмет учитель биологии и соавтор программы «Здоровый образ жизни. Семейный целитель» Манана Чазмава.
— Наши занятия – не совсем традиционные уроки, – говорит она. – Ведь я не задаю домашних заданий, не ставлю оценок. Мы просто говорим с детьми о полезных и вредных привычках, правильном питании, о том, как нужно выбирать продукты в магазине, как их хранить, готовить. Еще я рассказываю об экологии жилища, о том, как она влияет на здоровье, потому что знаю: в жизни это всегда пригодится.
А в рамках курса «Семейный целитель» ребята учатся самостоятельно делать уколы, перевязки, ухаживать за больными.
В остальном обучение в школе «Лукоморье» обычное – оно ведется по общеобразовательной программе. Разве что английский здесь преподают со 2-го класса, причем по углубленной программе.

О пользе тестопластики

А еще здесь множество различных кружков и спортивных секций. Ведь «Лукоморье» – школа полного дня, и ребята находятся в ней с утра до вечера.
Кто-то после уроков отправляется на волейбол, баскетбол, брейк-данс. А кто-то занимается творчеством. Вот что, например, можно сделать из муки, соли, клея, крахмала и воды? Оказывается, материал для лепки!
— Тестопластика развивает у ребенка не только пространственное восприятие, но мелкую моторику рук: дети начинают лучше выводить буквы, рисовать, – говорит руководитель кружка Зинаида Головач.
Пока мы разговариваем, раздается мелодичный и нежный звук. Он успокаивает, расслабляет…
Впрочем, кроме меня никто не расслабляется: оказывается, так звучит звонок на урок. Кстати, собирают учеников в классы тут с помощью разных мелодий: в начальной школе звонок звучит мягко и тихо, а у старшеклассников он более громкий и динамичный.

Конторка для школьника

Мы входим в кабинет математики. На подоконниках – множество растений, в углу – маленький диван с подушками (на него всегда можно присесть и отдохнуть), а кроме парт – несколько конторок. В течение урока за этими высокими письменными столами с наклонной доской обязательно постоит каждый ученик. А еще я заметила специальные стулья, которые фиксируют естественное состояние позвоночника.
— Нам нужно попасть в сказочную страну, но просто так в нее не пройти, – говорит, начиная урок, Елена Кирюшина. – Нужно выполнить задания. Данила, какое сейчас время года?
— Зима, – отвечает мальчик.
— А самое красивое зимнее явление?
— Снегопад, – говорит уже Анюта.
— Правильно! И зима оставила нам много-много красивых снежинок. А они не простые, а волшебные – с заданиями. Берите скорее ручки и начинайте выполнять. Лишь тогда мы с вами сможем открыть сказочные ворота и попасть в необыкновенную страну.
А я сижу и вспоминаю: в школе у меня всегда были сложности с математикой. Может, потому что нас ТАК не учили?
Урок продолжается. И вдруг…
— Устали? – спрашивает ребят Елена Александровна. – Тогда пора провести маленькую разминку.
Как выясняется, физминутка в «Лукоморье» проводится на каждом уроке. В начальных классах ею руководят учителя. А в старших процесс радиофицировали: на всю школу включается динамик, и упражнения передаются для всех. А еще ребята выполняют на уроках гимнастику для глаз и дыхательную.

Оздоравливаемся

— А теперь добро пожаловать в наш оздоровительный центр! – приглашает доктор медицинских наук, заместитель директора по научно-экспериментальной работе Елена Сотникова.
За день здесь бывают примерно 200 школьников. И статистика обнадеживает: с четвертого года работы центра у учеников школы стали сниматься диагнозы хронических заболеваний.
Например, как выясняется, многим детям рекомендована электростимуляция – своего рода электрический массаж, который стимулирует мышцы при остеохондрозе и сколиозе.
— Это не больно! – уверяет меня шестиклассник, который как раз пришел сюда, чтобы бороться с остеохондрозом.
А рядом девочка прогревает горло и нос на аппарате с ультрафиолетовыми лучами. Говорят, процедура хороша при простуде.
В это же время в массажный кабинет заходит Алиса Бородий. Школьный массажист Ольга Ридзель ждет ее, чтобы начать коррекционную процедуру. Через руки Ольги Николаевны дважды за год пройдут все ученики «Лукоморья».

О психологии и не только

…Комната с приглушенным светом. На полу – огромные мягкие пуфы, на стенах – картины, выполненные руками детей. Из динамика проигрывателя звучит музыкальная сказка «Голубой щенок».
На зеркальных столах насыпан песок. Дети слушают и одновременно рисуют песком – образы и сюжеты, которые навевает услышанное.
Вадик Егоров изобразил остров, море и щенка. Как же ему одиноко, этому песику!
Артем Воробьев нарисовал, как щенок грустит.
— С помощью пескотерапии, – скажет мне потом психолог Татьяна Васильевна Дорошенко, – дети выплескивают негатив, тревогу.
Помимо песочных экранов, в комнате есть большие ящики, тоже с песком, где школьники могут строить замки, создавать пространства, чтобы опять-таки справиться с какой-то проблемой, как бы «проиграть» эту проблему в песке и потом «отпустить» ее.

Просто «панды» какие-то!

Пандами московских школьников из «Лукоморья» называют жители Фороса. Туда, в крымский подростковый лагерь, известный своей можжевеловой рощей, ребят вывозят ежегодно.
— Прозвище родилось из-за того, что старшие ребята очень опекают младших, – рассказывает Елена Вадимовна. – Бывает, какой-нибудь малыш испугается чего-то, так старший его подхватит, посадит себе на спину или живот,
и будет так всюду ходить, чтобы никто не обидел. Дети наши действительно очень открытые, незакомплексованные, хорошо относятся к людям, друг к другу. Старшеклассники никогда не бросят младших, не оставят в беде…
А потом, когда мы уже с ней прощались, добавила:
— На мой взгляд, даже школы здоровья нельзя превращать в лечебные учреждения. Именно поэтому каждый из нас, педагогов, стремится к тому, чтобы все наши ученики, в том числе и дети-инвалиды, чувствовали себя полноценными членами общества.