Центр образования № 118, г. Москва

№ 5, 2011
Рубрика: Лучшие школы
Автор статьи: Людмила НАЗДРАЧЕВА

О здоровье учеников пытаются заботиться во всех школах – водят на диспансеризации, заполняют медкарты. Но число детей с хроническими заболеваниями все время только увеличивается. А вот в столичном Центре образования № 118 дети болеют нечасто. Потому что педагоги придумали оригинальную систему профилактики.

По команде учителя дети кладут головы на парты и закрывают глаза. Класс замирает в одной позе, как будто играют в «Море волнуется раз». Только эти фигуры замирают надолго. Мальчик за первой партой сладко ежится и, посапывая, перекладывает свою руку на середину парты, задевая тетрадку. Сосед от такого волнения открывает один глаз. Учительница, мягко прохаживаясь среди парт, качает головой и делает знак, что нужно лежать с закрытыми глазами. В Центре образования по расписанию – здоровый сон.

20 минут тишины

Пока дети спят, преподаватели перемещаются по коридору на цыпочках и разговаривают шепотом. На всех этажах ни шороха.
— Однажды я не посмотрела на часы и прошла по лестнице в туфлях на каблуках со звонкими набойками, – рассказывает руководитель школьной медслужбы Марина Шорина. – Спохватилась уже в коридоре. Пришлось разуваться и идти босиком. Дети спят, казалось бы, недолго, а усталость у них как рукой снимает.
Оказывается, время и продолжительность этих всеобщих «минут сна» выбраны не случайно: медики все подсчитали и определили, что за 20 минут ребята входят в фазу быстрого сна. В это время все мышцы расслабляются, а мозг выполняет важную функцию – упорядочивает полученную информацию.
— В восточных странах эту методику уже давно практикуют в школах, – говорит доктор Шорина. – У нас родители к нововведению относились сначала с большим недоверием. Приходилось им приводить доводы ученых, рассказывать о результатах исследований.
А чтобы приучить детей засыпать на такой непродолжительный период, мы разрешили им приносить с собой мягкие игрушки. Но потом и их отменили: теперь и без них ученики научились расслабляться.
Когда «процесс пошел», родители вновь забросали учителей и врачей вопросами: как так получается, что вечером, несмотря на колоссальную нагрузку, дети не валятся с ног?

Почаевничаем?

В школе звучит спокойная мелодия – это будильник. Ученики, потягиваясь, поднимаются из-за парт и, выстроившись парами, спускаются в столовую.
Здесь их уже ждут: медики проверили качество блюд, доставленных из школьно-базовой столовой. Доктор не уйдет, пока не убедится: повара учли, у кого из детей на что аллергия, и заменили им «опасные» продукты на нейтральные.
А еще для аллергиков и ослабленных детей здесь заваривают фиточаи. Рецепты для каждого составляют по индивидуальной системе – вычислив, кому из ребят что необходимо. В кабинете медика в столбик висят фамилии всех, кто записан в чайную группу.

Санпатруль против гриппа

В медкабинет забегают два шестиклассника.
— Мы всех проверили, заболевших нет, – рапортует Влад Бондаренко. – Вся школа здорова. Грипп к нам не прорвется.
— А что вы делали? – интересуюсь.
— Мы дежурные по санитарному патрулю. Ходим по классам, проверяем, все ли пришли. Нет ли чихающих и заболевающих, – объясняет Влад. – Нам нравится всех проверять. Это называется «профилактика».
На карантин 118-ю закрывают нечасто. Может, еще и потому, что каждое утро здесь начинается с зарядки в актовом зале.

Память, вернись!

Если у ученика слабо развит фонетический слух, его здесь поправляют с помощью хорового пения. А недостаток внимания корректируют на уроке «Динамическая пауза». На нем подвижные игры и эстафеты сочетаются с необходимостью запомнить большое количество информации. Как это выглядит на деле? Давайте посмотрим!
В классе, больше похожем на игровую комнату, доска закрыта. А дети пытаются вспомнить все элементы, которые на ней нарисованы. Вспомнив, бегут к своей команде, передают эстафетную палочку.
Концепцию подобных уроков разрабатывает педагог школы Зоя Александрова:
— Мы даем выход детской энергии, направляя ее в нужное русло, – говорит она. – Нашими разработками заинтересовались и другие школы.

После уроков

Пять часов вечера. Но активная жизнь в школе продолжается – дети разошлись по кружкам и секциям.
— Внук занимается самбо, – с гордостью говорит мне бабушка первоклассника Татьяна Маркова. – Занятия бесплатные. И если родители работают, и бабушек-дедушек у них нет, то это все очень удобно. В конце рабочего дня они забирают ребенка, а он уже и потанцевал, и попел, и даже восточными единоборствами позанимался. А вот и внук – пока разговариваем, он успел одеться и тянет бабушку к дверям.
— Наш мальчик очень окреп за полгода обучения, стал меньше болеть, – успевает проговорить она на прощание.
Результат усилий школьной администрации подтверждает и статистика: здесь у каждого пятого ученика теперь 1-я группа здоровья!