Школа: реальность и мифы

№ 8, 2011
Рубрика: Тема номера
Автор статьи: Надежда БОЛСУНОВСКАЯ, школьный психолог
Содержание статьи:
Школа: реальность и мифы

Школу сегодня безжалостно критикуют, и многие родители, провожая детей учиться, испытывают беспокойство. Вполне понятное, если учесть то множество слухов и мифов, которые окружают школьную жизнь. Пора уточнить смысл некоторых из этих расхожих суждений.
Тысячи мальчишек и девчонок совсем скоро переступят порог школы. Вместе с ними в школу войдут и родители. Современные люди, они активно обсуждают вопросы образования, знают, какова роль семьи в обучении, имеют четкое представление о хорошей школе и об идеальном учителе. Но хотя представления эти давно сформировались и передаются от одного поколения пап и мам к следующему, порой они – лишь миф. Причем миф довольно опасный: ведь во власти заблуждений могут оказаться и наши дети-школьники. А к чему нам лишние проблемы?
Итак, родительские заблуждения и комментарии к ним…

Миф № 1: «Школа – второй дом»

По количеству времени, которое ученик проводит в школе (полдня, а порой и весь день, то есть часто даже больше, чем дома!), это так. Но что мы вкладываем в понятие «второй дом»? Это место, где понимают и принимают любым. То есть самое безопасное на свете. Да, всем, кто работает в школе, хочется, чтобы детям было комфортно, уютно, тепло и сытно. Но! Если ребенку неинтересно и тяжело учиться, у него нет друзей, зато есть конфликты с педагогами, на дом это похоже мало.
Конечно, есть дети, которые в школе себя чувствуют намного лучше, чем дома. Но в целом стоит признать: образовательное учреждение – достаточно жесткое заведение, тут есть правила, которым надо неукоснительно следовать, свой ритм, режим. Надо ли кому-то объяснять, что так называемая «классно-урочная» форма не позволяет создать комфортные условия для каждого? Школа ориентирована на среднестатистического ученика, а значит, все, кто выделяются в ту или иную сторону, могут испытывать дискомфорт. Прибавьте к этому, что не каждый учитель – педагог с большой буквы, уроки порой неинтересные, дети, случается, шумят, а учителя (что уж скрывать!) повышают голос…
А уж если при всем этом ваш ребенок не такой, как все – не хочет общаться с ребятами, не умеет сам себя занять, несправедлив в игре, – тут и самая комфортная среда бессильна.

Что же надо сделать родителям на этапе адаптации ребенка к школе, чтобы она хотя бы отчасти стала вторым домом?

1. Поиграть с ребенком «в школу» – это поможет ему быстрее усвоить правила новой жизни. Научить самостоятельно собирать портфель, убирать форму, делать уроки.
2. Установить возможно тесный контакт с учителем, познакомиться с родителями одноклассников.
3. Помогать учителю в проведении классных мероприятий: так дети увидят, что маме с папой важно происходящее в школе, а также усвоят, что активная позиция – это хорошо и верно.
4. Рассказать, что к учителю можно обращаться по всем вопросам.
5. Объяснить, как познакомиться и общаться с другими детьми.
6. Научить мирно решать конфликты (проиграть типичные ситуации, при которых могут произойти ссоры с одноклассниками).
7. Показать игры, в которые можно поиграть на перемене.
8. Помогать в освоении нового: ведь умения и навыки у малыша без помощи родителей формируются трудно и долго.
9. Повторять дома то, что пройдено в школе, в нестандартной, игровой форме, чтобы ребенку самому была интересна эта работа.
10. Не ругать за ошибки, не сравнивать с другими, не требовать от малыша больше, чем он может в данный момент. Иначе может появиться тревожность, которая сильно мешает успешности.
11. Соблюдать режим дня.
12. Хвалить даже за самые маленькие достижения.
13. Установить традицию: возвращаясь из школы, рассказывать, что там происходило, чему научился, что не получилось и т. д.
14. Научить правильно относиться к неудачам: объяснить, что без ошибок и трудностей в жизни не обойтись.
15. При необходимости (если самостоятельно решить проблему вы затрудняетесь) обращаться за помощью к психологу.

Миф № 2: «Он обязательно будет отличником, ведь я сама прекрасно училась»

С одной стороны, социологи видят связь между успеваемостью ребенка и уровнем образования родителей: тем лучше, чем выше. С другой, ребенок не рождается клоном мамы и папы – он «свой». У него индивидуальные особенности развития, склонности, интересы. И совсем не факт, что он будет так же красиво писать, как мама, или так же быстро считать, как отец. Очень часто у родителей-математиков дети учатся на тройки именно по математике, у детей музыкантов отсутствует слух, и т. д. Никакой паники – это нормально!
Ненормально другое: когда мама чуть ли не с садика ждет от ребенка только побед, только отличных результатов, а чадо обыкновенное, звезд с неба не хватает. И вот оно, это чадо, изо всех сил хочет угодить маме, но не получается, а ей «такой неуспешный не нужен». Как следствие, у ребенка формируется тревожность, он начинает бояться сделать ошибку, отвечать у доски и т. п.
Связь причины и следствия неизбежная: страх блокирует голову, и в итоге успеваемость еще понижается. Так взрослые сами «крадут» хорошие оценки у своего ребенка.
Важный момент: тройки и двойки не показатель «глупости» и «лени» – это сигналы о проблемах, с которым ребенку хорошо бы справиться. Так что, увидев в дневнике плохие оценки, не спешите гнобить своего школьника.
Попробуйте отнестись к ситуации по-другому. Для начала признайте сами и объясните детям: ошибки допустимы! Но их надо обязательно исправлять. А для этого ребенок должен быть не затравленным и забитым, а спокойным и уверенным в том, что сможет решить проблему. Так что «разбор полетов» важно проводить в доброжелательном тоне.
Ребенок должен чувствовать, что его принимают любым – двоечником ли, отличником, что окружающие готовы помочь разобраться. Тогда мы, возможно, увидим и успехи.

Миф № 3: «Мы весь день работаем, а тут еще и учитель от нас чего-то хочет»

Действительно – хочет, и с этим ничего не поделаешь! Современный образовательный процесс предполагает двустороннюю ответственность: и учителей, и родителей учеников.
Но ведь никто, покупая даже обычный мобильный телефон, не сетует, что придется соблюдать определенные условия для того, чтобы он исправно работал. Вне зависимости от его цены. А 11 лет учебы – это посерьезнее мобильника. Почему же, отдавая ребенка в 1-й класс, мы уверены, что за конечный результат отвечает исключительно школа? Придется признать: у мам и пап учеников тоже есть обязанности. И если они не будут ими пренебрегать, их дети избегут многих проблем.

Итак, родители должны:

1. Следить, чтобы ребенок пришел в школу с необходимыми школьными принадлежностями и выполненным домашним заданием.
2. Посещать родительские собрания, консультации, участвовать в делах школы и класса.
4. Обучить ребенка навыкам конструктивного поведения в обществе, рассказать, что и у других детей есть права.
5. Объяснить важность и значимость учения. Потому что если бы ребенок был «чистой доской» или «полым сосудом», заполнить его знаниями не составило бы труда. Но он личность, и формирование его мировоззрения – наш общий труд.

Миф № 4: «За то, как учится ребенок, отвечают учителя. Им за это деньги платят»

Точно, платят. Но обязанностей у учителей очень много, и главная из них – качественное обучение. Учитель обязан дать знания, а родитель – проконтролировать, чтобы у ребенка были все возможности (и, конечно, желание) их получить и усвоить. Поэтому правило первое: если вашему школьнику хочется поделиться радостями и трудностями, показать тетради, поддерживайте это желание! Важно каждый день находить время на то, чтобы выслушать его рассказы, вникнуть, помочь. Чтобы не было формальных расспросов, приготовьтесь рассказать малышу о том, что происходило на работе у вас (в доступной форме, конечно). А вот ваше безразличие, ссылки на усталость и отсутствие времени могут привести к выводу о том, что учеба – дело не такое уж важное, и можно не напрягаться. В честных рассказах ребенка о школе есть и еще один плюс: вы своевременно узнаете о проблемах и сможете вовремя и адекватно отреагировать на происходящее.
И правило второе: ваша помощь в выполнении домашнего задания детям необходима!
Порой родители искренне не понимают, почему ребенок не делает уроки сам. И при этом обычно говорят: «Мой такой несамостоятельный, но ведь это его дело, а не мое». И как главный аргумент:
«Со мной-то, когда я учился, никто не сидел!» Вряд ли, конечно, так и было, особенно в начальной школе. А с учетом того, что современные программы усложнились и времени на их усвоение дается меньше, помогать необходимо каждому ребенку. Даже самому способному. Хотя в перспективе у нас вполне определенная цель: научить его работать самостоятельно. Как?

Учим выполнять домашние задания самостоятельно

1. Определяем правила: объясняем, как организовать рабочее место, когда лучше садиться за уроки. Важно: правила вырабатывать необходимо сообща, чтобы ребенок понял, зачем все это надо. И чем подробнее вы вместе отработаете технологию сейчас, тем легче вашему школьнику будет потом делать все самостоятельно. И не забывайте поощрять его за качественное выполнение домашнего задания.
2. Следующий шаг – совместно-разделенная работа. Пусть малыш посильную часть домашнего задания выполнит самостоятельно. Потом вместе оцените работу. Не придирайтесь к мелочам! Зато похвалите за самый малый успех. Ваша задача – дать ребенку почувствовать собственные возможности.
3. Самостоятельность под контролем: постепенно доверьте ребенку готовить домашние задания без вашей помощи. Вы должны лишь находиться где-то рядом, чтобы помочь вашему ученику сконцентрироваться. А потом нужно проверить выполненные задания.

Совет:

на рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать.

Помните:

все эти навыки вырабатываются не скоро. И вообще, кому-то поддержка нужна только на старте, кому-то – на протяжении 11 лет обучения. И оказывать ее необходимо ровно столько, сколько требуется.

Главная ошибка родителей – делать домашнее задание за детей.

А надо помочь разобраться в непонятном материале, организовать процесс. А после того как ребенок усвоит тот или иной вид работы, целесообразно дать ему сходное задание для самостоятельного выполнения, чтобы отработать и закрепить навык.

Миф № 5: «Учитель всегда прав»

Не всегда, конечно, он тоже человек и тоже допускает ошибки. Или не всегда может посмотреть на ситуацию объективно и отнестись к детям непредвзято.
Вот простой пример. На прием приходит мама с девочкой-второклассницей. Повод – школьный дневник, испещренный записями типа «Бегала на перемене. Примите меры». Мама полагается на учителя и регулярно «воспитывает» дочку, но без толку – замечания не прекращаются. А что говорит девочка?
— Все бегают на перемене, я не больше всех, всем пишут, мне не больше других.
Значит, проблема не у девочки, а у учителя, это ему надо помочь и как-то по-другому организовать перемены.

Вывод:

родители должны доверять ребенку, стараться в любой конфликтной ситуации выслушать обе стороны и не принимать поспешных решений. И сходу никого не обвинять.
Что скрывать, есть и такие родители, которые, что бы ни случилось, ругают учителя. Они и не пытаются разобраться: плохой – и все. Но подумайте о ребенке: получается, он учится у плохого учителя? Убивая веру ученика в педагога, обсуждая недостатки последнего при малыше, вы создаете проблему: не уважая учителя, ребенок и ко всему, что он говорит, будет относиться без уважения. И в итоге образуются пробелы в образовании.

Миф № 6: «Если ребенка обижают в школе, лучше смолчать»

Очень часто родители думают, что идти и разбираться в ситуациях по поводу обид и жалоб ребенка – это некрасиво, унизительно: «Подумаешь, обидели – и ты обидь. Сам разбирайся!»
Подход не совсем верный. Конечно, нет необходимости по каждому поводу бежать к директору или писать жалобы на сайт Министерства образования, но важно понимать, что ваш ребенок – несовершеннолетний, и его интересы представляете вы. Кто, если не вы, поможет ему в ситуациях несправедливости? И если все делать правильно, хуже
от участия родителей не будет.
Если любимое дитя, например, один раз дернули за косу или сбросили вещи с парты, ребенок вполне может разобраться сам.

Главное – научить, как действовать в конфликтных ситуациях. То есть:

  • не выступать в роли провокатора, сохранять самообладание;
  • не плакать и не бегать за обидчиком: ведь в большинстве случаев, дергая за косы и обзывая, он как раз и пытается привлечь внимание, и чем ярче ответная реакция, тем вероятнее он поступит так снова;
  • попытаться решать конфликтные ситуации словом: посоветуйте ребенку в ответ на действия обидчика… пошутить. Что-нибудь вроде: «У нас сегодня что – турнир по сбрасыванию вещей с парты? Я в нем не участвую!» или «Правда, у меня красивая коса?» Шутка поставит обидчика в тупик;
  • обращаться за помощью к учителю только тогда, когда ясно: собственными силами не справиться.
Вмешательство родителей совершенно необходимо, если ребенок жалуется на несправедливые действия учителя или на травлю со стороны одноклассников и любые жестокие действия в отношении него.

Что предпринять в данных случаях?

  • Пообщайтесь с учителем и выясните суть происходящего (в доброжелательной форме, что бы ни произошло!).
  • Если ситуация требует участия другого родителя и его ребенка, то позвоните или встретьтесь лично. Главное – сохранять самообладание, демонстрировать установку на сотрудничество и стремление разрешить ситуацию, в противовес желанию тут же наказать обидчика.
  • Порой полезна встреча двух сторон (родители + дети) – это дает возможность понять точки зрения каждого и прийти к единому решению.

Чего делать нельзя?

  • Приходить в класс и устраивать разборки с детьми, не выяснив суть конфликта и без согласования с учителем.
  • Скандалить, грубить, оскорблять.
  • Общаться с чужим ребенком без участия хотя бы одного из его родителей.

Миф № 7: «Образование у нас бесплатное, и никаких сборов денег быть не должно»

Формально да: бесплатную школу никто не отменял, уроки у нас бесплатные, школьные кружки в рамках дополнительного образования и отдельные учебники – тоже. Однако за что-то придется и доплатить.
Питание в школьной столовой, форма, канцтовары, учебники и тетради одноразового пользования, учебники не из федерального перечня, походы класса в кино, театр, цирк – все это оплачивается родителями. Плюс нужды класса. Они обычно зависят от представления родителей о комфорте и целесообразности: кто-то ставит в класс кулер, кто-то – диван, а кто-то вводит традицию отмечать всем классом дни рождения – с угощением, с подарками и т. д.
Кроме того, школа (при наличии соответствующей лицензии) может предлагать платные дополнительные услуги. Так что учеба – далеко не дешевое удовольствие.

Миф № 8: «Хорошая школа – та, где дети хорошо сдают ЕГЭ»

Высокие результаты ЕГЭ, количество отличников – все это, бесспорно, демонстрирует качество образовательного процесса. Но, к сожалению, абсолютно не является гарантией того, что вашему ребенку в данной конкретной школе будет комфортно.
На что действительно надо обращать внимание при выборе учебного заведения?
  • Другие дети ходят туда с желанием.
  • В школе много кружков и секций.
  • Администрация заботится о сохранении здоровья учеников…
  • …а также не экономит на обеспечении безопасности учебного заведения.
  • Стабильный педагогический состав, полный комплект учителей-предметников.
Все это не менее важно, чем результаты ЕГЭ – ведь, как уже было сказано выше, ребенок в школе не просто получает знания и пишет контрольные, но и проживает полноценную жизнь. И если школа ориентирована исключительно на передачу знаний, а оценки и успешность ставятся во главу угла, полноценного детства вашему чаду не видать. А разве
этого мы хотим для своих детей?
Понять, насколько порядки в школе соответствуют характеру вашего ребенка (именно ему, а не вашим родительским амбициям!), несложно. Почитайте отзывы в Интернете, поговорите с мамами и бабушками, которые поджидают детей после уроков, а также с самими детьми (причем желательно, чтобы дети были разных возрастов), изучите школьный сайт. И, разумеется, не постесняйтесь задать все интересующие вас вопросы директору при записи в школу.