Интерес

Интерес

Знаете, в чем разница между человеком интересующимся и человеком апатичным? В готовности к любому начинанию. Окружающий мир воспринимается совершенно иначе. Эмоция интереса повышает способность человека к обработке поступающей из внешнего мира информации. А как следствие – к лучшей адаптации. Заинтересованный человек открыт для новых впечатлений, не зря говорят, что у таких людей широко распахнутые глаза! Он воодушевлен, захвачен происходящим, стремится разобраться во всем. Даже оставаясь внешне неподвижным, заинтересованный человек отличается внутренним движением и дыханием жизни: он живет, он действует!

…все то, что неизвестно

Годовалый малыш идет на штурм кухни, чтобы доползти (дойти, добежать), к примеру, до дверцы шкафа, попробовать ее открыть и вытрясти все, что имеется в наличии. В зависимости от приобретенного ранее опыта и возраста маленького исследователя добытое будет опробовано на вкус, надето на себя, высыпано на пол. В общем, с этим что-то будет сделано. Действие позволяет открыть новую, неизведанную сторону предмета: кто бы мог подумать, что, смешивая гречку и пшено, получишь необыкновенные узоры! А если еще добавить подсолнечного масла из красивой прозрачной бутылки… Итак, за интересом всегда идут действия по его удовлетворению, радость познания и творческий взгляд на предмет. Но взрослые за такое проявление интереса частенько наказывают…

На границе мамы ходят хмуро

Как подкрепить интерес к исследованию, даровать радость познания и не нарушить границы дозволенного? Определите для себя, что будет посягательством на вашу территорию или может нанести вред ребенку. И заприте границу на замок. Если под замком окажется большая часть дома и улицы, задумайтесь, что именно вы прячете от ребенка, а пока для исследования предлагайте ему то, что также интересно и Вам. Интерес ко всему подряд расширяет жизненный опыт, знакомит с разными деятельностями, дарит свободу выбора и успех достижения. И если все новое и необычное ассоциируется у вашего ребенка с удовольствием и радостью познания, то вы подготовили хорошую почву, чтобы у него не было проблем с обучением, а впоследствии и с выбором профессии. Если вам кажется, что ребенок шалит, приглядитесь: не исследовательский ли это интерес? Как говорил Жан-Жак Руссо: «Вам никогда не удастся создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов».

Случай из практики

За консультацией обратилась семья девятиклассницы Кати. У девочки полная апатия по поводу будущего. Неплохо учится в образовательной школе, музыкальную окончила без особых успехов, и карьера музыканта ей явно не светит. На «музыку» в свое время отвели родители, «чтобы занята была». Росла послушной, никогда ничего без спросу не делала, хорошо знала слово «нельзя», хлопот папе с мамой не доставляла. Сейчас ждет от них решения: куда ей поступать дальше. А родители в растерянности: склонностей у Кати ни к чему нет, друзей, с которыми можно «за компанию», тоже нет. На вопрос «Что тебя интересует?» Катя так и не смогла ответить. А главным устрашающим воспоминанием детства для нее оказалась пословица «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». То есть любопытствовать-то ей как раз и не давали…

Теория проводников

Научный факт: новизна задачи усиливает кровоток в лобных долях мозга, которые позволяют человеку мыслить и находить решения. Интерес, включающийся на новизну, активизирует правое полушарие, а левое, контролирующее, позволяет довести начатое до конца. Но как сделать, чтобы дело доводилось до конца?
1. Не забывайте: ребенок подражает взрослому – вам. Поэтому критично посмотрите на себя со стороны: чем интересуетесь не из чувства долга, а неподдельно? Что доставляет радость? Насколько легко интерес помогает вам справляться с делами? Как скоро вы откликаетесь на бесконечные «почему? зачем? отчего?» вашего ребенка? Или откладываете ответы на потом, а потом – забываете?
2. Отвечать лучше сразу – и чуть расширяя самостоятельный поиск ответа. Научите пользоваться энциклопедиями, выделяйте связанные с вопросом другие аспекты знания и, ради Бога, не впадайте в дидактику! Пусть поиски ответа захватят и вас. Именно интерес позволяет удерживать внимание долго.
И если он достаточно силен, то поможет преодолеть усталость, злость и досаду, которые могут возникнуть, когда начатое дело необходимо довести до конца и создать конечный продукт. Казалось бы, банальный вопрос «Когда начали выращивать рис?» может вырасти не только в поиск ответа, но и в знакомство с культурой Индии и Китая, а возможно, перерастет и в вечеринку суши, которые вы приготовите вместе.
3. Помните: дошкольнику и младшему школьнику физиологически трудно удерживать внимание подолгу, но, подогреваемые интересом, они готовы творить – так помогите им. Именно ваша поддержка на первых порах помогает ребенку довести начатое до конца и испытать удовольствие победителя!
Но не пытайтесь подменить интересы ребенка своими, не то теряется мотивирующая и энергетизирующая сила интереса.
4. Найдите область, куда каждый из вас сможет привнести свое. Очень многое ребенок начинает любить именно в совместной деятельности с родителями. Разрешайте менять интересы, но все же доводить до логического конца уже существующие. Смена интересов расширяет кругозор, дает возможность попробовать себя в разных видах деятельности. А если доведение увлечения до конца требует усилий, то посильно помогайте ребенку, стараясь понять, почему вчерашнее возбуждение и горящие глаза при рассказе о постановке спектакля сменились сегодня равнодушием и нежеланием участвовать в репетициях. Идущий всегда осилит дорогу, но на каких-то участках ему необходим проводник.