Организация здоровьесберегающего образовательного процесса через использование содержания учебного предмета

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо


Забота о подрастающем поколении, охране и укреплении его здоровья, физическом и творческом развитии, здоровом питании – является сегодня одним из самых важных направлений государственной политики и рассматриваются в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ, проводимых в нашей стране, будущего России.

«Нам не должно быть стыдно за то, какую страну мы передадим нашим детям и внукам, но не менее важно, — подчеркнул Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в своём Послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 г., — в каких руках будет находиться судьба России. Двадцать шесть миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать её достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас».

Педагоги, имеющие непосредственное отношение к работе с детьми, понимают, что решение этой задачи ложится в первую очередь на их плечи.

Известно, что в детстве формируются многие элементы здорового поведения ребёнка. Поэтому влияние на его образ жизни может оказать школьное оздоровительное воспитание, которое определяется как процесс, в ходе которого он использует полученные знания, учится заботиться о своем здоровье, избегать условий, которые могут привести к болезням.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и особенностью всего образовательного процесса. Используя в своей работе эти технологии, учитель ставит следующие задачи:

  1. обеспечить ученику возможность сохранения здоровья;
  2. сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  3. научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  4. укреплять здоровье детей во время учебного процесса. [3]
Эта задача самая трудновыполнимая. Как на образовательных уроках ещё и укреплять здоровье ученика?
Одним из методов, укрепляющих здоровье детей во время уроков, является использование подвижных игр дидактической направленности.

Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии и педагогике принято называть «ведущим», влияющим на все стороны жизни в каждом конкретном периоде.

Сущность подвижной игры как ведущего вида деятельности детей младшего школьного возраста состоит в следующем: ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений и создаёт предпосылку к успешному овладению элементами учебной деятельности.

При применении методики использования подвижной игры в обучении ученик должен осознать, что в игре он составляет слова — предложения при ходьбе или, бросая мяч партнеру, собирая картинки в игровой эстафете, решает задачи с прилетевшими или улетевшими птицами на спортивной площадке, — всё это делает для того, чтобы не только научиться правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, бросать мяч, но и для того, чтобы научиться сложению и вычитанию, классификации предметов, составлению связного рассказа.[7]

Любую двигательную деятельность школьник, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием. Также любую познавательную деятельность школьник, одухотворённый радостью движения, познаёт более эффективно и без ущерба для своего здоровья.

Игру целесообразно использовать на том этапе урока, когда применение обычных форм урока не приносит результата. Игры включаются в ход уроков систематически при закреплении темы, при выполнении заданий, требующих наибольшего напряжения, вызывающих утомление.

На уроках обучения грамоте можно использовать игру «Кто быстрее».


Дидактические задачи: выбрать только те геометрические фигуры, в названии цвета которых есть звук [л], [л`].

Содержание: Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором,
Колья – Колей никогда.

Ученики выстраиваются в шеренгу, по сигналу бегут к противоположной стене зала, где они должны выбрать из разложенных квадратов, треугольников, кругов, прямоугольников, овалов те формы, в названии цвета которых есть твёрдый звук [л] – желтый, голубой, белый; или мягкий звук [л`] – зелёный, фиолетовый.
Побеждает то, кто первый поднимет руку с правильно выбранной цветной формой (карточкой).

Хорошие результаты даёт использование метода «Динамической орфографии».

Проговаривая словарные слова (методика П.С.Тоцкого) можно ещё и показывать их. Каждая гласная буква обозначается определённым жестом. Учителю это помогает контролировать становление орфографического навыка, вовремя его подкорректировать. Наиболее сильное влияние оказывает такой метод на детей расторможенных, физически активных. Именно их внимание, как правило, трудно привлечь обычными методами. Во время такой физической разминки можно попрыгать, руками и головой покрутить, а мозг работает, идёт запоминание.
С целью закрепления знаний по математике можно использовать игры, направленные на практическое овладение математическими знаниями и выполнение простейших видов анализа и синтеза. Двигательный аспект подвижной игры с дидактической направленностью стимулирует закрепление математического материала.

Игра «Передай кубик»


Цель: закрепить знание последовательности чисел.
Содержание: На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.

По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с называнием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с называнием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число. Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает. Игра повторяется два-три раза.
«Шаги – термины» (Закрепление пройденного материала). Ученик, шагая по кабинету, при каждом шаге называет слово из изученной темы, например: сущ.1скл., 2скл., 3скл., чётные, нечётные числа, глаголы-исключения и т. д. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше.

Другой из составляющих систему использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе являются оздоровительные физкультурные минутки.

Систематическое использование их приводит к улучшению психоэмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и своему здоровью.

Можно подбирать физкультурные минутки по теме урока: «Погода» (окружающий мир): покажи, что ты чувствуешь, когда ярко светит солнышко; идёт тёплый летний дождик; на улице метель и т.д.

Практические задания: измерь свой пульс до приседаний; после приседаний; сравни свой рост и вес с нормой.
В стихотворной форме:
Сначала согнуться,
Потом потянуться,
Затем ходить, ходить, ходить,
И я буду здоров.

Релаксационная гимнастика для глаз: глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 против; написать цифры от 0 до 9; написать своё имя и фамилию, сегодняшнюю дату и т.д.

Упражнение на расслабление и концентрацию: левая рука напряжена, правая расслаблена,
правая напряжена, левая расслаблена – 3 раза; то же проделать с ногами – 3 раза; зажмурить правый глаз, левым нарисовать 3 круга по часовой стрелке, 3 — против; зажмурить левый глаз, правым нарисовать 3 круга против часовой стрелки, 3 — по часовой.

Упражнения по психогимнастике по методике Ганы Юновой: «Солнышко – луна» — пальцы соединены в замок – луна, пальчики медленно/быстро одновременно поднимаются вверх – это солнышко с лучиками, затем солнце засыпает, а луна просыпается, и всё повторяется.

«Солнышко и тучка» Cолнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко на солнце – расслабиться (на выдохе).

Перед началом урока детям надо настроиться на работу. В этом хорошо помогают элементы кинесеологии – «гимнастики мозга», которую разработал американский психолог Пол Дэннисон. В основу гимнастики заложены «простые, естественные движения маленького ребёнка» и разработки нейропсихологов. Эти упражнения задействуют оба полушария мозга, помогают сконцентрироваться, снять стресс, а кроме того, способствуют хорошему расположению духа. [9]

«Просто добавь воды» Когда человек устаёт, у него пересыхает во рту. Вода – это электролит. Мы пьём, значит, активируем работу головного мозга. Достаточно сделать 2-3 глотка — и мозг опять начнёт активно работать, поэтому в классе всегда должна быть свежая вода.

«Кнопки мозга» Одну руку положить на область пупка, вторую под ключицу. Это и есть точки, активирующие работу мозга, помогающие насытить его кислородом. Аккуратно помассировать эти точки – погладить «себя, любимого». Поменять руки. Это упражнение добавляет ясности, мир становится чётче, а краски ярче.

«Перекрёстные шаги» Поднять правую ногу – к ней опускаем левую руку. «Встречаются» они на уровне живота. Затем рука и нога меняются 3-5 раз. Это упражнение помогает синхронизировать работу правого и левого полушария, «зарядить» энергией.

«Крюки Дэннисона» стоит выполнить перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением. Это упражнение актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности.
Упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную.

1. Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.
2. Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.
3. Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.
4. Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное.

Ребёнок познаёт мир через движение, именно так развиваются связи между мышлением, телом и эмоциями. А современные дети очень мало двигаются, чаще сидят у телевизора или у компьютера.
Таким образом, оздоровительные физкультурные минутки на уроках способствуют образовательному процессу и сохранению не только физического здоровья учащихся, но и психического.

Литература

1. Журнал «Здоровье школьника»,№ 9, 2006г. с.36 – 38.
2. Научно – практический журнал «Здоровьесберегающее образование», № 8, 2010г. с.6
3. Научно – практический журнал «Здоровьесберегающее образование», № 1, 2011г. с.48 – 49.
4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», Москва, «ВАКО», 2004 г. с.100.
5. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. «Режим дня младшего школьника», Москва, «Вентана – Граф», 2003г. с. 7.
6. Копылов Ю.А., Малыхина М.В., Полянская Н.В. «Физическое воспитание младшего школьника в семье», Москва, «Вентана – Граф», 2003г. с. 3.
7. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы», Москва, Вако, 2004 г. с. 140 – 145.
8. Зайчева В.В. «Зачем учиться физкультуре», Москва, «Вентана – Граф», 2003г. с. 3.
9. Газета «Комсомольская правда» № 61 от 6 октября 2010 г. с.13.