Отчаяние

Отчаяние

Если вдуматься в смысл слова «отчаяние», становится немного не по себе. Чаяния – это надежды, мечты, ожидания. Приставка «от-» означает отказ. Всё вместе – отказ от надежды. Это сильное чувство приходит тогда, когда надежды начинают умирать. Человек сталкивается с суровой реальностью: то, о чем он мечтал, на что надеялся, не может осуществиться. И тогда приходит это чувство, часто толкающее на безрассудные поступки.

Девушку-подростка еле удается спасти: она приняла все таблетки в доме после того, как парень, в которого была влюблена, стал встречаться с другой. В оставленной записке четыре слова: «Ты поймешь, кого потерял…» Девятиклассник поджигает учительскую. Там лежали только что написанные работы ГИА. 13-летний мальчик попадает в больницу с множественными переломами. Родители заперли его в квартире, чтобы не пошел встречаться с друзьями. Парень решил спуститься по балконам с четвертого этажа. На один этаж удалось – дальше сорвался.

Здесь и сейчас!

Все эти примеры – из жизни подростков. Ведь именно период с 11 до 15–16 лет характеризуется важными психологическими и физиологическими особенностями. Начинает активно работать гормональная система. Меняется тело, ускоряется рост. Все это приводит к тому, что любая эмоция раздувается до слоновьих размеров. Радость превращается в восторг, грусть – в глубокую печаль, раздражение – в ярость. Подростку трудно контролировать этот процесс, но после того, как вспышка проходит, он понимает, что ведет себя не очень-то адекватно. И еще он понимает, что не знает, как с этим быть. Хорошо, когда рядом есть кто-то более уравновешенный и мудрый. Тот, кто может спокойно объяснить человеку, что с ним творится. Если же такого нет, а ситуаций, в которых совершенно непонятно, как быть, все больше, выход один. Совершить что-нибудь такое, что разом решит все проблемы. Со стороны это кажется верхом глупости и несуразности, но, поймите, оно вызвано отчаяньем – желанием разрешить запутанную ситуацию. Ведь, помимо гормонов, подростки, особенно ранние, от 11 до 14, еще только учатся выстраивать временную линию. У них еще сохраняется детское ощущение «здесь и сейчас». То есть если плохо сейчас, это навсегда. И никакого нашего взрослого «Ничего, ничего – время лечит, завтра будет лучше». Если это учитывать, то их поступки становятся вполне понятны.

Самое-самое важное-важное

Для девушки самым главным было снова привлечь внимание парня. И своим поступком она бы этого точно добилась, только вот не узнала бы об этом никогда. Но эти мысли уже из разряда взрослого понимания времени. Для девятиклассника самым главным было сдать экзамен – от этого зависело ВСЁ.

И когда он понял, что не сдал так, как необходимо, – возникла отчаянная надежда на то, что пожар поможет это скрыть и даст ему еще один шанс. Логические взрослые доводы о возможности пересдачи или других способах построения своего будущего очень бы пригодились, но, к сожалению, никого рядом не оказалось, и произошло то, что произошло.

В последнем случае, конечно, родители хотели как лучше – только абсолютно не учли точку зрения сына. Он обещал быть на этой встрече, он готовился к ней заранее. Контакт именно с этими друзьями был для него, как казалось, единственным шансом завоевать уважение сверстников. Возможно, если бы родители об этом узнали, то вместе смогли бы найти другие способы стать популярным. И вполне могло оказаться, что не в этой компании.

Мозговой штурм

Самая большая ошибка, которую мы совершаем, – недооцениваем силу эмоционального переживания детей. Очень важно в этот момент показать ребенку, что мы видим и понимаем его чувства. Прямо так и говорить: «Похоже, ты очень переживаешь, кажется, тебя это задело». Дальше нужно дать человеку выговориться – желательно не перебивая и не спеша с советами.

И только после этого предложить поискать решения, выходы. Опять же оставляя инициативу ребенку. Принимаются все предложения, даже «глупые» и неконструктивные со взрослой точки зрения. Задача – показать ребенку, что его мнение действительно учитывается и уважается. А потом из всего предложенного можно выбрать то, что реально поможет. Часто к концу такого общения от отчаяния не остается и следа.

Точка перехода

Родители тоже не понаслышке знакомы с этим чувством. Часто они приходят на прием, абсолютно отчаявшись найти способ заставить ребенка учиться и/или делать уроки. Или найти общий язык с ребенком в подростковом возрасте. Чаще всего так происходит, когда мы застреваем в неэффективных способах общения. Разыгрываем один и тот же патологический сценарий и даже сами не замечаем этого. Поэтому самый эффективный способ – сказать себе «стоп» и включить «внутреннего наблюдателя» или попросить кого-нибудь из друзей понаблюдать за вами во время очередной битвы за уроки. Очень важно отследить момент, когда мы начинаем заводиться, понять, что за чувство владеет нами. И выразить его по-другому.

35-летняя Нина изо дня в день приходила с работы и видела сына Петю на диване у телевизора. Она ощущала ужасную усталость и тоску. Ей было очень жалко себя. Ведь этот вечер очень хотелось провести не за его уроками, а… у телевизора с вязанием. После этого обычно подступала ярость, и она взрывалась гневными речами. Петя, вяло огрызаясь, садился за уроки, она – рядом. Но в этот раз она честно сказала: «Господи, как же я мечтала посидеть и отдохнуть! Ну, поставят тебе все двойки, ну, пойдешь в конце концов, в охранники». После чего на глазах у изумленного ребенка уютно устроилась на диване. Он молча ушел в свою комнату и сделал уроки сам.

Смысл в том, чтобы выйти из стереотипных отношений и признать свои чувства. А потом искренне повести себя совсем иначе.