Поход в зоопарк
Эмоциональный фон, на котором протекает процесс обучения грамоте, является важным элементом в успешности его овладения. В ходе логопедических занятий я стараюсь разнообразить задания занимательными игровыми ситуациями, которые повышают мотивацию учеников, познавательную активность, расширяют их словарный запас. Также использую упражнения на развитие слухового внимания, зрительной памяти, мелкой моторики, релаксацию, которые благотворно влияют на речевую функцию и процесс письма.
Слоговой анализ и синтез дают возможность членить слова на слоги и объединять звуки в слоги, а слоги в слова. Это имеет большое значение для усвоения навыков письма. Дети, страдающие дисграфией, испытывают трудности в процессе слогоделения, не ориентируются в звуковом составе слов, могут менять слоговую последовательность, пропускать, добавлять, переставлять слоги, особенно в словах со сложной слоговой структурой, и соответственно не могут правильно пользоваться переносом. Всё это сказывается и на процессе чтения.
В качестве рекомендаций по формированию навыка слогового анализа и синтеза приведу пример урока-путешествия, который можно проводить в группе для детей с нарушениями письма и чтения во 2 классе.
Тема: Поход в зоопарк.
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза слов.
Задачи:
1. обучающие: закреплять знания детей о слоге, о гласных и их роли в слогоразделе; упражнять в умении вычленять часть из целого и составлять целое из частей; учить работать со слоговыми схемами; обогащать словарь детей по теме «обитатели зоопарка».
2. развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую память, логическое мышление, участвующие в процессе письма.
3. воспитательные: прививать внимание и интерес к речи, устной и письменной.
Оборудование: слоговая схема, мешочек, звуковое сопровождение (голоса животных); раздаточный материал: карточки с цифрами, разрезной алфавит, лото «животные», карточки со слогами; тетради.
Ход занятия |
Примечания |
I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к занятию. Логопед: «Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте, всё ли в порядке: Карандаши, ручки и тетрадки?» |
Структура занятия полностью соответствует поставленным целям, поэтапности и логической последовательности. Занятие состоит из 3 частей: I. Организационный момент Организационный момент способствует положительному эмоциональному настрою детей на учебную деятельность, поднятию общей активности и концентрации внимания. |
II. Основная часть. 1) У каждого ребенка на столе лежат карточки с буквами и цифрми. Логопед: «Ребята, посмотрите на карточки перед вами. Разложите их в 2 ряда по моей инструкции: под цифрой 1 положите букву а, под цифрой 2 – з, под 3 – к, под 4 – о, под 5 – п, и под 6 – р. Мы выложили код к шифру, который вы видите на доске (на доске написано: 2445163). Разгадав его, вы узнаете, куда мы с вами отправимся на нашем занятии.» Ученики отгадывают слово «зоопарк». |
II. Основная часть 1) Первое задание направлено на развитие логического мышления, взаимосоотнесения букв с цифрами. Благодаря практической деятельности детей в поиске зашифрованного слова, повышается их мотивация и интерес к занятию. |
2) Логопед: «Итак, мы отправляемся на прогулку по зоопарку. И сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно и исправьте ошибки в загадках-рифмовках: У него большие уши, |
2) Все дети любят загадки. В игре «подскажи словечко» стимулируется произвольное слуховое внимание к речи. Вслушиваясь в слова логопеда, дети анализируют речь на слух, выполняя мыслительную деятельность. |
3) Логопед раздаёт детям карточки с игрой «Филлворд». Л Т А М О З А Я Р Ы Давайте вспомним правило: «Сколько в слове…» |
3) Детям раздаются карточки с «Филлвордом» — таблицей букв, среди которых «спрятаны» слова-названия животных. Это задание помогает активизировать зрительное внимание.
|
4) Логопед: «Скажите, где в городе мы сможем увидеть этих животных? (В зоопарке.) Предлагаю ещё одну игру. Сейчас я буду экскурсоводом и проведу вас по зоопарку! Но одно условие: вы должны с закрытыми глазками представить нашу прогулку и прислушаться к различным звукам.» Дети закрывают глаза, кладут голову на сложенные руки. Логопед: «Мы идем по тропинке и подходим к первой клетке, послушайте, кто здесь обитает (раздается звуковое сопровождение – львиный рык), мы идем дальше и останавливаемся у следующей клетки, прислушайтесь, чьё это жилище (слон трубит), поворачиваем направо и мы с вами оказываемся у птичника (дети слышат щебетанье попугаев) и в завершении подойдем ещё к одному месту (раздаются крики обезьян). А теперь ребята откройте глазки и вспомните, у чьей клетки началась наша прогулка. Назовите всех обитателей, которых вы слышали в той же последовательности.» Дети должны назвать: «Лев – слон – попугаи/птицы – обезьяны». |
4) Данное задание включает в себя две задачи: а) релаксацию в качестве паузы между заданиями с целью снятия эмоционального напряжения; б) тренировку слуховой памяти – ребенок учится сосредотачиваться на своих слуховых ощущениях и запоминать последовательность звуков. |
5) Логопед: «Посмотрите на слоговую схему. Какое из названий птиц подходит к этой схеме? Докажите правильность своего выбора.» |
5) В данном задании слоговая схема слова используется в качестве зрительной опоры. Анализируя схему, дети подбирают слово, состоящее из двух слогов с ударением на второй («павлин»). |
6) Ребята, вы готовы сыграть ещё в одну очень необычную игру? Игра эта называется «Волшебный мешочек». Я подойду к каждому из вас, а вы на ощупь вытяните по 2 фишки. Дети достают из мешочка фишки, называют животное, делят устно на слоги и записывают в нужный столбик (с одним, двумя, тремя слогами). Слова: бегемот, крокодил, медведь, шимпанзе, зебра, индюк, змея, слон |
6) Развитие умения слогового анализа слов. На этом этапе дети должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки позволяет устранить такие ошибки письма, как пропуски гласных или их добавление. |
7) Логопед: «А сейчас мы встанем и разомнем наши кисти и пальчики. Выполняйте вместе со мной: Обезьянки вышли погулять, (выполняют движение «фонарики») |
7) В качестве физминутки проводится пальчиковая гимнастика, направленная на развитие мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук, отрабатывается точность и переключаемость движений. |
8) Логопед: «Ребята, а кто из вас был когда-нибудь в океанариуме? Давайте перечислим его обитателей… Дети называют: рыбы, скат, дельфин, осьминог и др.. Запишите в тетради названия жителей океанариума, зашифровав их при помощи гласных. Например, акула – а-у-а.» Дети записывают только гласные. (Дельфин — е-и, осьминог — о-и-о.) |
8) Закрепление знаний о слогообразующей роли гласной. При слоговом анализе необходимо делать акцент на гласные звуки, которые образуют слоги. Слог может состоять из одной гласной буквы, из гласной и согласной, из двух и более согласных и гласной. Дети производят анализ по дифференциации гласных и согласных звуков, выделении гласных из слова. |
III. Заключительная часть 2) Рефлексия. |
III. Заключительная часть 2) Рефлексия и самоанализ в конце занятия полезны тем, что каждый ученик может обратиться к своему учебному опыту и сделать собственные выводы: что он получил от пройденного на занятии, что запомнилось и понравилось, как он оценивает свою активность во время урока. |
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. — СПб.: КАРО, 2007.