Хореографическое наследие Надеждиной

«Злое образование» смертельно для общества

Волгина Т.Н., лауреат Гранта Правительства Москвы, почетный работник общего образования РФ, художественный руководитель Образцового коллектива Хореографической школы «Надежда» ГОУ Центра образования № 118 г. Москвы

Мало в Москве детских хореографических коллективов, в образовательную программу которых входит изучение наследия выдающихся мастеров хореографии. Творчество Н.С. Надеждиной, великого хореографа XX столетия, создателя ансамбля «Березка», поистине является золотым фондом русского народного танца.

Мне выпало великое счастье танцевать в этом коллективе и соприкоснуться с работой великого художника и хореографа, участвовать в постановках ее новых номеров.

Особый танцевальный стиль русского танца, созданный Н.С. Надеждиной, открыл совершенно новое направление в сценическом воплощении поэтического образа русской женщины. Сама сущность нового стиля заключается в синтезе народного танцевального фольклора и школы классического танца. Вот такой сплав дал возможность передать со сцены подлинную поэзию, внутреннюю силу и красоту русского народного танца.

Когда Надежду Сергеевну спрашивали, откуда у нее такое глубокое тонкое понимание души русского танца, она рассказывала, что все это у нее из ярких детских воспоминаний. Ей довелось много лет подряд наблюдать замечательные картины сельских народных гуляний и праздников, когда вместе с семьей они проводили лето на живописном берегу Камы. Там она была свидетелем красочных деревенских гуляний с песнями, плясками и хороводами простых деревенских парней и девушек. На всю жизнь запала в душу маленькой девочки эта волшебная сказка русского танца. Вернувшись в город, маленькая Надя вдохновенно ставила русские танцы всем своим школьным подружкам. А спустя много лет, став профессиональной артисткой, она стремилась встретиться с русским танцем. Мечта ее сбылась и воплотилась в создании неповторимого сказочного ансамбля «Березка», который теперь носит ее имя. Более пятидесяти русских народных танцев было поставлено великим художником, но хороводы Н.С. Надеждиной это, поистине, шедевры русской народной хореографии. Они обладают какой-то нерукотворной хореографической лексикой и мистическим очарованием. А по содержанию они глубоко драматургичны, ведь Н.С. Надеждина ставила не танец, она, прежде всего, создавала художественный образ при помощи танцевальных движений и красивого рисунка. Все из чего состоит хоровод: музыка, костюм, хореография, актерское мастерство – подчинено исключительно раскрытию того или иного образа русской девушки. Иными словами, танцевать у Н.С. Надеждиной надо образ.

«Я всегда повторяю своим девушкам – три условия необходимы для того, чтобы быть артистом: нужно любить свою Родину, нужно любить искусство, нужно увидеть глазами поэта жизнь своего народа, искусство которого ты преподносишь публике». Эти слова Надежды Надеждиной звучат для нас сейчас, как завещание великого Мастера. И сегодня, соприкасаясь с ее творчеством, мы не просто изучаем рисунки хороводов и танцевальные движения, мы обогащаемся ее духом, мы пытаемся проникнуться волшебным образом русского народного танца.

Нашей хореографической школе «Надежда» ЦО № 118 в 2008 году исполнилось 20 лет. Мы являемся лауреатами многих городских и международных конкурсов. Вот уже 15 лет мы носим звание Образцового коллектива. Будучи неоднократно удостоены звания лауреатов на городских конкурсах, мы были награждены почетным призом «Девочка на шаре». Свое название коллектив получил в честь Надежды Сергеевны Надеждиной. В концертном репертуаре нашего коллектива много разножанровых номеров: это танцы классического репертуара, танцы народов мира, современные танцы.

Хореографическая школа «Надежда» является победителем телевизионного конкурса «Утренняя звезда», 9 фестивалей «Юные таланты Московии», лауреатом фестивалей народного творчества «Дорогая моя столица» и «Салют Победы!», лауреатом Всеукраинского детского фестиваля «Черноморские игры», лауреатом II-го регионального фестиваля «Русского танца», участником концерта Международного конгресса «Русская словесность в мировом культурном контексте», лауреатом I степени международного фестиваля «Надежда Европы», лауреатом московского городского фестиваля «Красота. Мода. Музыка», а также победителем многих других фестивалей и конкурсов. Учащиеся школы выезжали с гастролями в Грецию, Болгарию, Венгрию.

Изучение наследия Н.С. Надеждиной занимает особое место в образовательной программе и концертном репертуаре нашего коллектива. Такую возможность мы получили после того, как однажды на очередном конкурсе нас увидела теперешний руководитель ансамбля «Березка» имени Н.С. Надеждиной Народная артистка СССР и Украины, Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, Профессор, академик Мира Михайловна Кольцова. Мы показывали номера из наследия: «Северный хоровод», «Весенний хоровод» и «Воротца». Перед выступлением волнений было много, ведь в жюри сидит легенда «Березки», сама неповторимая Кольцова. После просмотра Мира Михайловна нас похвалила и сказала, что, признаться, была удивлена достойным исполнением таких трудных номеров из репертуара ансамбля «Березка». Она дала свое официальное согласие, которое потом было подтверждено Художественным советом ансамбля «Березка», на то чтобы мы и дальше продолжали изучать наследие великого хореографа. Иными словами, отступать нам теперь некуда, и, получив такую авторитетную поддержку, мы изо всех сил стараемся держать высокую планку исполнительского мастерства. А это ой как не просто.

Так однажды после нашей победы на очередном конкурсе один городской чиновник от хореографии мне сказал: «Конечно, вам хорошо, Надеждина такое наследие вам оставила». «Да, – сказала я, – однако не забывайте, что это танцуют дети, а танцевать наследие Надеждиной не только трудно, но и очень ответственно». Как правило, нам на это скидок не делают, так и говорят, что это танцует «Березка», я сама за кулисами была свидетелем такого разговора. А я, признаться, радуюсь такому заблуждению. Но особенно нас радует то, что мы не просто чисто исполняем рисунок того или иного хоровода, но, как сказал один из членов жюри, нам удается передать дух танца. А это, поверьте мне, очень сложная задача.

На чем же основан наш успех? Помните, мы уже говорили, что творчество Надежды Надеждиной – это синтез народного танцевального фольклора и школы классического танца. Иными словами, без хорошей классической танцевальной подготовки, которая на первый взгляд, как вам может показаться, никак не просматривается в простых хороводных рисунках, вы никогда не сможете танцевать хороводы. В том-то и секрет, что за простыми и как бы неискусными движениями скрывается очень серьезная подготовка, которая дается на уроках классического танца. Без правильной постановки корпуса, красивых выразительных рук, одухотворенного лица невозможно раскрыть на сцене тот поэтический образ, ради которого и создавались эти гениальные танцы. Поэтому наши ученицы два раза в неделю по полтора часа изучают в зале основы классического танца и один раз – основы народного танца. И, только, освоив основные азы хореографии, можно приступать к репетиционному процессу, который проходит у нас по субботам и воскресеньям.

Так мы решаем проблему свободного времени. У наших детей этого времени просто нет. Ранняя увлеченность ребенка танцем, репетиционная и концертная деятельность служат эффективным противодействием так называемому влиянию улицы и наполняет жизнь ребенка внутренним смыслом.

Наша практика показала, что наилучшие результаты в подготовке детей достигаются при раннем начале обучения, поэтому при нашей школе существует трехгодичное подготовительное отделение, на которое мы принимаем детей четырехлетнего возраста безо всякого отбора. После чего всех детей мы забираем в школу «Надежда», где они продолжают свое обучение.

Наши дети сегодня очень малоподвижны в силу того, что телевизор и компьютерные игры буквально приковали их к креслам и диванам. И поэтому мы наблюдаем у современных детей ярко выраженное отсутствие координации, ослабление памяти, притупление реакции, даже общая заторможенность. Поэтому чем раньше мы ребенка оторвем от дивана, тем быстрее он научится отличать руку от ноги, знать где у него право, а где лево, одним словом, тем легче нам будет научить его координировано двигаться, а ведь координация очень влияет на развитие интеллекта. Нашим педагогам нужно очень постараться, чтобы ребенок увлекся хореографией и не просто увлекся, а полюбил ее. Это чувство любви важно заложить в ребенке за три года подготовительного отделения. Тогда хореография начнет сама формировать «эстетический фундамент личности», будет вырабатывать характер, внутреннюю дисциплину и трудолюбие.

Какими разными приходят детки к нам – крикливые, капризные, самолюбивые. И вот уже в средних и старших группах мы видим их воспитанными, добрыми, ответственными и, что удивительно в наши дни, скромными. Потому что ничего уличного, вульгарного и пошлого в нашей школе не приживается. Ценится труд, упорство и доброжелательность.

Но гораздо сложнее уроков классического и народного танца является постижение внутреннего художественного образа. Вот тогда мы берем себе в помощники великую русскую литературу. Хороводы Н.С. Надеждиной это ведь гимн красоте и величию русской женщины. Так где, как ни у наших великих русских писателей искать эти возвышенные образы. Ведь красота русской женщины удивительна и многолика: пушкинская женщина, тургеневская, некрасовская, женщина Шукшина и Шолохова – они все разные, но все – русские, как и хороводы Надеждиной. «Весенний хоровод», «Северный хоровод», «Лебедушка», «Цепочка», танец «Воротца» – даже из названия этих номеров можно понять, какие разные по своему содержанию художественные образы нужно осмыслить и раскрыть в этих танцах. Осознав же всю красоту этих образов, в наших детях возрождается любовь к Родине, гордость за нее, патриотизм, формируется эстетический вкус и закладываются основы культуры.

Интересной особенностью исполнением хоровода является то, что в них нет солистов. Ансамбль в переводе с французского означает «вместе», т.е. каждая исполнительница по художественному исполнению образа должна быть индивидуальна, однако успех зависит от общей слаженности, станцованности всей «команды».

Вот где важно чувство локтя в прямом смысле слова, и ошибка одной исполнительницы может перечеркнуть всю работу ансамбля! Поэтому, в случае какой-либо непредвиденной ситуации все участницы хоровода пытаются помочь «уснувшей» артистке и сделать все возможное, чтобы зритель не смог заметить ее ошибки.
Несомненно, занятия хореографией физически укрепляют детский организм. У девочек становится красивая осанка, высоко поднятая голова, грациозная походка. Но даже и эти внешние достоинства не являются главными. Сам учебный, репетиционный и концертный процесс формирует характер, воспитывает силу духа, трудолюбие и помогает раскрыть в девочках лучшие душевные качества – великодушие, благородство, доброту. Иными словами, мало технически исполнить номер, его надо пережить изнутри, осмыслить, или, как говорила Надежда Сергеевна, «протанцевать образ». И через танцевальные движения передать всю драматургию образа, трепетный, чистый, который потом обязательно останется в душе ребенка и не позволит ему быть в жизни злым и жестоким. Ведь само слово «образование» включает в себя корень «образ», так вот, какой образ мы вложим в души наших детей, такими они и будут.

Мы не ставим перед собой задачу готовить профессиональных артистов, однако высокий уровень нашего обучения позволяет при желании провериться и в профессиональный коллектив. Наши воспитанницы учатся в МАХУ Большого театра и в Университете культуры.

На Рождественских чтения Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II сказал, что очень опасно давать детям образование и не давать им воспитания! Какие мудрые слова! Ведь мы помним знаменитый лозунг: «Знание – сила». А если эти знания попадут в руки человека слабого, злого, нечестного, жестокого – ведь вся сила зла «грамотно» обрушится на наше общество. Что мы и наблюдаем сегодня. К газетному киоску подойти стыдно, а включить телевизор – страшно. А ведь переломить эту ситуации сегодня можем и мы – педагоги, если отнесемся со всей ответственностью и пониманием к своему делу. Составляя наши учебные программы и планы, мы должны, прежде всего, думать не только о тех знаниях, которые мы должны передать нашим ученикам, но глубоко осознавать и понимать, какой «образ» мы вкладываем в душу ребенка вместе с учебным материалом. Безусловно, роль личности педагога огромна. Ведь объясняя новый материал, даже в интонации учителя должна четко просматриваться его духовная позиция, нравственная основа и, просто, его культурный уровень. Поэтому сегодня наша задача состоит в том, чтобы в очень неблагоприятное время, обучая детей знаниям, вкладывать в душу ребенка образ добра, справедливости, бескорыстия, честности, наконец. Кому-то покажется это глупой наивностью, но другого выхода у нас нет. Мы должны настойчиво и терпеливо в силу наших возможностей проповедовать эти светлые идеалы. Иначе у поколения наших детей будущего нет. «Злое образование» смертельно для общества. И только Добро бессмертно и вечно.

Помните, что послужило толчком к пробуждению в маленькой Наде величайшего таланта хореографа, – детское впечатление. Ей посчастливилось увидеть искру красивой истины, которая всю жизнь вела ее.

Ф.М. Достоевский в своих дневниках говорил: «Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек». А один из его героев развивает эту мысль дальше: «Какое-нибудь этакое, прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспоминание и есть, если много набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

Мы очень надеемся, что для наших детей прикосновение к наследию Н.С. Надеждиной и будет таким воспоминанием.