Методика преподавания классического танца в хореографической школе «Надежда» ЦО № 118

С искусством танца, мы встречаемся везде: в опере, в кино, в балете на льду, в спорте и даже в драме, но самой сложной формой хореографии является классический танец.

Классический танец – это строго отобранная система движений и поз, это особая тренированность человеческого тела. Эта система движений делает тело дисциплинированным, подвижным и превращает его в инструмент, послушный воле исполнителя.

Хорошо танцевать, не зная азов хореографии невозможно, это все равно, что пытаться читать, не зная алфавита.
В нашу хореографическую школу ГОУ Центра образования №118 принимают всех желающих научиться танцевать, независимо от внешних и профессиональных физических данных.

Задача педагога – воспитать у детей сознательную творческую дисциплину, чувство долга, интерес к тому, чем они занимаются, научить отличать настоящее профессиональное исполнение от халтуры.

Уроки строятся в соответствии с образовательной программой школы, и ученики всех уровней занимаются классическим танцем 2 раза в неделю. К каждому уроку педагог обязан готовиться, составить план, определить основные цели и задачи урока. Педагог постоянно использует любую возможность черпать полезные знания из любых источников: учебников, опыта других педагогов, методик художественной и спортивной гимнастики.

После 2-3х лет занятий в подготовительных классах, дети переходят в 1-й класс хореографической школы «Надежда» ГОУ Центра образования №118. Возраст детей 8-9 лет. Они уже знакомы с правилами и традициями школы.
Основная задача первого года обучения – объяснить детям, как правильно держать спинку, лопатки, как правильно держать стопы на полу. На простейших упражнениях объяснить постановку рук и головы. Урок рассчитан на 2 академических часа.

В первой половине года около 30 минут урока отводятся на партерный экзерсис — это растяжки, укрепление и развитие силы стопы, выворотности бедер, укрепление силы мышц пресса и спины. Изучение позиции рук. Около 30 минут дети занимаются у станка. Упражнения начинают изучать стоя, лицом к палке. К концу первого полугодия время занятий на полу сокращается и увеличивается время экзерсиса у палки и на середине класса. Оставшиеся 20-25 минут урока посвящаем изучению танцевальных шагов, простейших танцевальных этюдов и прыжков.

Во втором полугодии урок начинается с упражнений у станка, затем упражнения на середине класса, и 15-20 минут посвящается изучению простейших прыжков. Урок не должен превращаться в пытку. Дети приходят танцевать, поэтому в уроки вносим элементы игры, танца и импровизации на заданную музыкальную тему для развития координации и эстетики движения. В младших классах в игры включаем образы.

Например:
Вопрос: в каких позах животные (собаки, кошки, лошади) особенно красивы?
Ответ: в момент высшего напряжения
Почему: потому, что в такие моменты резко выступают признаки активной энергии тела.

К концу учебного года дети обязательно готовят танцевальные номера, с которыми выступают на школьных концертах и перед родителями. Это обычно несложные детские номера, но так приятно видеть, как трепетно и ответственно относятся дети к их первому выходу на сцену.

Залогом успеха является тренировка навыков, которая проводится в процессе обучения, связанная с мобилизацией функций человеческого организма. Построение уроков в соответствии с канонами классического танца одинаково как для первого, так и для последующих классов.

Основными задачами второго года обучения (возраст 9-11 лет) являются: развитие силы стопы, укрепление щиколотки ног, развитие устойчивости, постановка корпуса на опорной ноге, гибкости развитию шага, изучение правил исполнения прыжков. Педагог должен объяснить методику исполнения предлагаемого упражнения, препарировать движение. Много внимания уделяется постановке рук, координации рук и головы, закреплению устойчивости на середине класса.

Все эти задачи остаются актуальными до последнего года обучения.

Не все дети одного возраста имеют одинаковые физические возможности, и исполнение упражнений представляет для некоторых определенные сложности. В этом случае в урок классического танца вводятся вспомогательные движения к классическому экзерсису. Нормальный темп мышечной работы достигается постепенно, по мере нарастания силы в мышцах, пока все движения не станут более эластичными. Если работа ведется без полной отдачи и не систематически, мышцы не могут иметь нужного запаса прочности.

Систематические и грамотные занятия классическим танцем позволяют укрепить мышечный каркас спины, пресса, ног, укрепить и выпрямить позвоночник.

В моей практике были случаи, когда ученики, стоящие на учете в медицинских учреждениях по заболеванию «сколиоз», были сняты с учета. Это возможно только при условии серьезного и увлеченного отношения к урокам классического танца.

Задачей третьего года обучения (11-13 лет) является повторение правильности и чистоты исполнения уже пройденного. Особое внимание обращается на натянутость опорной ноги, правильное положение стопы, на выработку устойчивости. Вводятся большие прыжки, сначала на месте, затем с продвижением. Начинаем изучать пируэты и вращения по диагонали. Ускоряется темп исполнения комбинаций. Начиная с третьего года обучения воспитываем не только чистоту исполнения, но и художественную окраску движений.

Ученики 1-го и 2-го года обучения лучше осваивают материал, быстрее запоминают комбинации, более внимательны. Старшие дети лучше реагируют на индивидуальные замечания педагога, но чаще отвлекаются, поэтому подход к обучению зависит от возраста. Быстрая утомляемость детей обязывает педагога держать под контролем эмоциональное состояние учащихся. Для педагога очень важно делать замечания так, чтобы ученику было легко воспринять их и исправить ошибку. Важно найти образы и грамотно указать на те точки корпуса, на которые ученик должен обратить внимание.

Прежде, чем изучать новые движения, указанные в программе четвертого года обучения (13-16 лет), необходимо проверить правильность исполнения программы предыдущего года. При переходе к более сложным сочетаниям движений, добиваться не только чистоты исполнения, но и выразительности поз, художественной окраски движений.
Развитие выносливости и устойчивости происходит за счет ускорения темпа и увеличения количества движений, если сами движения усвоены. Начинается изучения вращений по диагонали, заносок, сложных прыжков. Безусловно, что достигнуть нужного результата возможно только при систематическом посещении класса.

Музыкальное сопровождение уроков классического танца играет огромную роль. Танец – это музыка в движении, говорила великая Г.С. Уланова. Педагог должен стремиться к тому, чтобы ученик выполнял задание не только технически грамотно, но и творчески увлеченно, музыкально. Музыкальное сопровождение должно быть органично, связано с выполняемым движениям, соответствовать характеру и стилю. Необходимо уделять внимание не только ритмичности, но и эмоционально выразить настроение музыки в движении.

Учет успеваемости в хореографической школе ГОУ Центра образования № 118.

Практика показывает, что не все ученики, получающие высокие оценки в первые 2-3 года обучения, сохраняют высокий уровень знаний и техники исполнения к концу обучения. Наоборот, некоторые ученики, в силу своих физических возможностей, в начале обучения не справляются с заданиями педагога, но настойчиво, добросовестно занимаются и к концу обучения достигают уровня, соответствующего объективно высокой оценки.

По мнению великого педагога классического танца Николая Ивановича Тарасова итоговая оценка успеваемости в школе определяется не простым арифметическим подсчетом, а выставляется на основании фактических знаний учащихся. Поэтому наибольшее значение надо придавать отметкам за последние 2 года обучения.

С первого дня поступления ребенка в школу начинается воспитание культуры поведения в школе, на уроках, на сцене, в общественных местах. Отрадно отметить, что дети нашей школы выделяются собранностью и культурой поведения во время участия в концертах, как за кулисами, так и на сцене.

Дети всегда настроены на репетициях позитивно. Дисциплина и внимание, которые царят на уроках и репетициях Татьяны Николаевны настолько органично усваивается учениками, что на уроках классического танца вопрос о дисциплине не поднимается.

Учитывая то, что в соответствии с расписанием, занятия классическим танцем проходят 2 раза в неделю достичь желаемого уровня трудно. Требуется кропотливый труд, как со стороны учеников, так и со стороны педагога. Но было бы желание! И мы находим время для постановок, репетиций, участвуем в конкурсах в номинации «классический танец». Были дипломантами и даже дважды лауреатами конкурса г.Москвы с номерами «Юность» на музыку Баташова, «Под музыку Вивальди» Бартнянского, «Русский» на музыку Чайковского, «Тарантелла» на музыку Гаврилина, «Вальс часов» музыку Л.Делиба и другие классические номера.