«Сказочный бал королевы Математики» (игровая программа для учащихся 3-5 классов)

Цель: воспитание любви к математике, развитие памяти, внимания и мышления.
Организационный момент: перед началом игры дети разбиваются на три команды и выбирают капитана. Занятия проводятся в игровой комнате на большом ковре, расположенном в центре комнаты, на доске и на трех столах, установленных вокруг ковра. На занятии используется музыка (классическая и танцевальная). Дети дома придумали эмблемы для своих команд и сочинили сказки про цифры.

Королева Математики: Здравствуйте, дети! Я – королева Математики. Я очень люблю считать, измерять, изучать и решать задачи. Но управлять государством приходится нелегко, нужно все время размышлять, нужны знания. И вот мне пришло время подумать о наследнике, которым станет тот, кто хорошо знает математику. Я узнала, что в этом классе учатся умненькие детки, из которых можно выбрать наследника, и поэтому я пригласила вас на бал. Мы начинаем наш бал с представления гостей. Итак, слово капитанам команд.

Капитан 1-й команды: Наша команда называется «Великолепная пятерка». Наша эмблема «5» в звездочке (пятиконечной), а девиз:
«Ни шагу назад
И ни шагу на месте.
А только вперед
И только все вместе!»
(Дети хлопают команде)
Капитан 2-й команды: Наша команда называется «Восьмое чудо света». Наша эмблема «8» в звездочке (пятиконечной). Наш девиз:
«Мы восьмое чудо света,
Вы узнаете об этом»
(Дети хлопают команде)
Капитан 3-й команды: Наша команда называется «Солнышко», наша эмблема «0» в звездочке (пятиконечной). Наш девиз:
«За название ответим,
Мы как солнышко засветим!»
(Дети хлопают команде)
Королева: Поскольку я пригласила вас во дворец на бал, то каждая команда танцует под музыку, которая у каждой команды своя.
(Каждая команда по очереди танцует под музыку, а дети хлопают ей)

Королева: Молодцы! Вы очень красиво танцевали. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетончики. За этот танцевальный конкурс все команды получают по жетончику. Ну а теперь я бы хотела послушать ваши сказки с вашими инсценировками.
(В центр ковра выходит 1-я команда и рассказывает и показывает свою сказку)
«Сказка про Пятерку»
Автор: Жила-была Пятерка. Она была самой умной. Но ее никто не уважал потому, что все думали, что она зазнайка, но она была не зазнайка. У нее была одна подружка – Четверка, она стремилась к Пятерке. Она хотела быть как Пятерка. Но Пятерку ненавидел Кол. Однажды 5 и 4 пошли погулять в сад. Их выследил Кол. Он обидел 5.
Кол: Эй ты, ботаник, ты зачем сюда пришла? Иди отсюда, зазнайка, быстрей, а то худо будет!
Пятерка: Пожалуйста, скажи, что мы тебе сделали?
Четверка: Не обижай мою подругу, а ни то…
Кол: Что, что ты мне можешь сделать? Я позову деление, и оно всех вас разделит!
Автор: В этот момент появилось деление и разделило их. Кол очень радовался этому, он вообще не любил учиться, совершенно не знал таблицу умножения и очень ее боялся.
Четверка: Деление, пожалуйста, соедини нас!
Деление: Я не могу, я только делю, я же деление и поэтому не могу вас соединить, простите меня!
Пятерка: Ладно, Четверка, надо проучить Кола!
Четверка: Давай начнем с таблицы умножения, а потом плюсы и минусы.
Четверка и Пятерка: 6х7=42, 5х9=45, 6х9=54, 7х8=56, 8х8=64
Автор: Кол сразу убежал, услышав таблицу умножения, больше он их не трогал, а волшебное сложение помогло нашим подругам снова соединиться и у них было много друзей.
(Дети после окончания сказки хлопают команде)
В центр ковра выходит 2-я команда и рассказывает и показывает свою сказку)
«Королевство цифр»
Автор: Я вам расскажу историю, которая приключилась с моими друзьями. В одном королевстве жили дружные цифры. А правил этими цифрами король 10 с дочерью 5. И у них все было хорошо, пока к ним не заявилось деление. Деление отбирало все, что можно и относило к себе во дворец. Однажды оно разделило Пятерку и утащил ее в свой замок.
Пятерка: Спасите! Помогите!
Деление: Стражу ты не вызовешь и сейчас ночь! Поэтому лучше молчи!
Автор: Тем временем в замке…
Десятка: Где же моя дочь? Как мне ее спасти?
Разум может подвести! (ходит и думает)
Точно! У меня идея! Пойду искать ее скорее!
Автор: Путь был долгий, на середине пути он встретил Семерку.
Семерка: Здравствуйте, Ваше Величество! Можно мне идти с Вами?
Помогу найти я путь,
Деление не могло далеко улизнуть.
Десятка: Ладно, Семерка, беру тебя на столько (показывает небольшое расстояние между пальцев)
Показывай здесь всю свою смелость!
Пока мне тебя взять не расхотелось!
Автор: Через час они пришли к Делению.
Деление: Простите меня, пожалуйста! Я так больше не буду! Мне просто одному очень скучно!
Автор: Деление отдало все украденное и принцессу. А король был очень благородным и простил Деление. А вот принцесса продолжала обижаться.
Пятерка: Ну что ж, я тоже прощаю тебя, мой друг,
Будешь ты лучше всех моих слуг!
Десятка: Я делаю Семерку и Деление своими министрами.
Автор: Вот и мой рассказ подошел к концу!
(Дети после окончания сказки хлопают команде)
(В центр ковра выходит 3-я команда и рассказывает и показывает свою сказку)
«Сказка про Ноль»
Автор: Случилось это давно, когда я был совсем маленьким. Моя тетя 8 пошла в магазин, чтобы купить яблок. Но в магазине все полки были пустыми. И она увидела плачущую 7.
Восьмерка: Что случилось? Почему ты плачешь?
Семерка: Меня обидел 0, он сначала отнял все мои вещи, а потом забрал все яблоки из магазина себе и убежал и спрятался.
Восьмерка: Не расстраивайся! Пойдем вместе искать 0.
Автор: Они взялись за руки и пошли искать 0. По дороге они встретили гоблина, который с аппетитом поедал яблоки.
Восьмерка и семерка: Почему ты ешь наши яблоки?
Гоблин: Ишь ты, какие вы наглые. Почему эти яблоки ваши, мне их подарил 0. Но большую часть он спрятал сам.
Восьмерка и семерка: А как нам найти 0?
Гоблин: А вы решите мои примеры, я и скажу. Сколько будет 72:9?
Восьмерка и семерка: 8.
Гоблин: 56:7?
Восьмерка и семерка: 8.
Гоблин: Правильно. Ну так и быть, ищите его за кустами, перед горой.
Автор: Он показывает неправильную дорогу, и 7 и 8 уходят, а к Гоблину прибегает 0.
Ноль: Дружок, ты иди тихо за ними и раздели их по пути, а я из них сделаю много маленьких ноликов.
Гоблин: Хорошо.
Автор: И в это время внезапно возвращаются 7 и 8, они мешают 0 убежать, а Гоблину разделить их.
Восьмерка: Отдай вещи 7 и яблоки, которые ты забрал из магазина.
Ноль: Хорошо, я согласен. Забирайте вещи 7 и яблоки.
Автор: Вот и сказке конец (Дети хлопают)
Королева: Молодцы! Вы показали очень хорошие сказки. И каждая команда получает по жетончику. А теперь прошу всех гостей занять столы по командам.

Загадка 1-й команде:
«Что за цифра акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет?»
(Дети 1-й команды отвечают: «9»)
Загадка 2-й команде:
«Вид ее – как запятая,
Хвост крючком и не секрет,
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее – нет.»
(Дети 2-й команды отвечают: «2»)
Загадка 3-й команде:
«Два кольца, в середине нет гвоздя,
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь!
Ну, какая цифра я?»
(Дети 3-й команды отвечают: «8»)
Вопрос 1-й команде:
Какую геометрическую фигуру носят на голове мужчины?
(Дети 1-й команды отвечают: «Цилиндр»)
Вопрос 2-й команде:
Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей?
(Дети 2-й команды отвечают: «Угол»)
Вопрос 3-й команде: Какие геометрические фигуры использовались для строительства старинных замков? Перечислите.
(Дети 3-й команды отвечают: «Кубы, цилиндры, конусы»)

Вопрос 1-й команде:
Летели 13 страусов, охотник убил 4-х. Сколько страусов осталось?
(Дети 1-й команды отвечают: «Страусы не летают»)
Вопрос 2-й команде:
Может ли пингвин сказать, что он птица?
(Дети 2-й команды отвечают: «Нет, он не говорит»)
Вопрос 3-й команде:
Росло 4 березы, на каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких ветки, а на каждой маленькой по 4 груши. Сколько всего груш?
(Дети отвечают: «На березе груши не растут»)
Вопрос 1-й команде:
Бабушка приготовила 60 литров сока. Она уже налила 9 трехлитровых банок. Сколько банок ей еще нужно налить?
(Дети 1-й команды отвечают: «11 банок»)
Вопрос 2-й команде:
Ване с сестрой вместе 16 лет, а Ване с братом на 6 лет больше. Сколько лет сестре, если брату 13 лет?
(Дети 2-й команды отвечают: «7 лет»)
Вопрос 3-й команде:
Мама ушла в отпуск с 11-го июня по 29-е июня включительно. Сколько дней она будет в отпуске?
(Дети 3-й команды отвечают: «19»)
Вопрос 1-й команде:
На участке дороге длиной 90 м школьникам поручено посадить деревья так, чтобы между ними было расстояние 9 м. Сколько деревьев должны посадить школьники?
(Дети 1-й команды отвечают: «11»)
Вопрос 2-й команде:
Какой из следующих промежутков времени наибольший: 10 часов, одни сутки или 1500 минут?
(Дети 2-й команды отвечают: «1500 минут»)
Вопрос 3-й команде:
У учителя была путевка в дом отдыха со 2-го июля по 17-е июля включительно. Сколько дней он отдыхал?
(Дети 3-й команды отвечают: «16»)
Вопрос 1-й команде:
Что за пятачок, на которой ничего не купишь?
(Дети 1-й команды отвечают: «Нос свиньи»)
Вопрос 2-й команде:
В 12 часов ночи шел сильный дождь. Может ли быть через несколько дней в то же время солнечная погода?
(Дети 2-й команды отвечают: «Ночью солнца не бывает»)
Вопрос 3-й команде:
Взглянув в окно на повороте, Ира заметила, что перед нею 4 вагона, за ней 10. Сколько всего вагонов в поезде?
(Дети 3-й команды отвечают: «15»)
Королева: Вы прекрасно справились с заданиями. А теперь я вас приглашаю образовать хоровод каждой команде. И мы поиграем в игру на развитие памяти «Числовой хоровод».
Ваша задача – назвать, медленно двигаясь по часовой стрелке, сказки или авторские произведения, где в названии встречаются цифры.
На ковре образуются три хоровода, которые, медленно двигаясь, называют:
«Три медведя», «Цветик-семицветик», «Белоснежка и семь гномов», «Три поросенка», «Али-Баба и сорок разбойников» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Королева: Молодцы. Вы справились с заданием и каждая команда получает по 2 жетона за блиц-турнир и «Числовой хоровод». А теперь три капитана идут к доске, чтобы посчитать в «песочных часах», сколько раз повторяется 2132. А остальные ребята садятся за столы, и я раздаю им задания (по 4 на каждый стол).
(Дети и капитаны выполняют задания)

Задание для 1-й команды, задание для 2-й команды, заданий для 3-й команды
Королева: Молодцы! И капитаны, и ребята выполнили прекрасно задания и получают по 2 жетона (дети хлопают)
Королева: А теперь играем в игру на развитие памяти и внимания «5, 15, 20 и 25». От каждой команды выходят по три участника. Когда я говорю 5 – бежим по кругу, 15 – идем, подняв руки, по кругу, 20 – встаем, руки на поясе, 25 – приседаем. Кто ошибается, тот выбывает.
(Королева произносит не по порядку 25, 5, 20, 15, 5, 25, 15, 20, а дети все правильно выполняют. Затем выходят остальные члены команд и так же справляются с заданием, и Королева вручает им жетоны).
Королева:А теперь последняя игра на развитие памяти и внимания «Кочки». Приглашаю 1-ю команду (команда выходит).
Ваша задача – прыгая на двух ногах через 21 кочку, считать вслух, а вместо цифры 3 или числа, которое делится на 3, говорить «Абракадабра» (дети 1-й команды справляются с заданием и получают жетон).
Королева: А теперь я приглашаю 2-ю команду на ковер. Ваша задача – прыгая на двух ногах по 20 кочкам, считать вслух, а вместо цифры 4 или числа, которое делится на 4, говорить «Абракадабра» (дети 2-й команды справляются с заданием и получают жетон).


Королева: А теперь я приглашаю 3-ю команду на ковер. Ваша задача – прыгая на двух ногах по 25 кочкам, считать вслух, а вместо цифры 5 или числа, которое делится на 5, говорить «Абракадабра» (дети 3-й команды справляются с заданием и получают жетон).

Королева: А теперь мы подведем итог нашего занятия. Все три команды получили одинаковое количество жетонов, значит, 1-я, 2-я и 3-я команды победили! И я всем вручаю диплом «Магистра математических наук». А это значит, что вы все можете быть моими наследниками. Всего вам доброго, до новых встреч!