Сказки А.С. Пушкина как основа проведения динамических пауз и игровых занятий

В нашем ГОУ Центре образования № 118 на протяжении 3-х лет динамические паузы и игровые занятия, в основу которых были положены разработки специалиста – игротехника, воспитателя ГПД. Динамические паузы включены в расписание уроков I ступени обучения. Разработка и осуществление этих мероприятий проходит в тесном сотрудничестве с психологической службой школы. Особое внимание уделяется гармоничному развитию логических способностей и образного мышления детей, т.е. ставится задача создать оптимальные условия для формирования левого и правого полушария головного мозга. Психологи в ходе посещения могут как собирать диагностическую информацию, так и корректировать проведение занятий в соответствии с реальными успехами детей. Опыт работы, накопленный нами, позволяет говорить о том, что имеется несомненный позитивный эффект: на занятиях дети отдыхают, переключаются на другой вид деятельности, благодаря чему лучше усваивают школьную программу. Все занятия проводятся с использованием рекомендаций ГОУ Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» ЮЗОУО ДО города Москвы.

Диагностика психологов на конец учебного 2008-2009 года (тест Бурдона) показала повышение динамики роста развития памяти и внимания по сравнению с началом учебного года. Сократилось количество детей группы риска, выросла успеваемость обучения. Мотивация к школьным предметам увеличилась.
Мы можем поделиться некоторыми наработками нашего специалиста и рекомендовать их использовать при организации развивающих занятий с детьми.

В первых классах проходит три занятия в неделю в первой и во второй половине дня и длятся 45 минут. Два занятия в неделю на развитие памяти, внимания и мышления. А во вторых, третьих, четвертых и пятых 1 занятие в неделю во второй половине дня, которые длятся 45 минут.

Занятия проводятся в игровой, групповой форме со сменой игровой деятельности, что учит детей находиться в коллективе. Игровая комната, где проводятся занятия, полностью оборудована дидактическими играми, малым спортивным инвентарем, большим и малым мягкими конструкторами, лего, большими пазлами, настольными играми и т.д.

На занятиях используются подвижные игры, игры на развитие мелкой и крупной моторики рук, математические викторины, дидактические игры по математике, русскому языку и литературе, игры на развитие памяти и мышления, скороговорки, загадки, игры на смекалку и логику мышления.

Эти занятия приводят к расширению кругозора детей, повторению пройденного материала на основе тем, которые учителя указывают в планировании, обобщению и закреплению в игровой форме, не испытывая дополнительной учебной нагрузки по предметам.

Все занятия проходят под специально подобранную музыку и выстроены тематически. Вот некоторые темы предлагаемых занятий: «Здравствуй, школа и мой первый класс!», «Русские народные сказки», «Сказки А.С. Пушкина», «Приглашаем на космодром», «Масленица», «День Победы – славный праздник».

Темы занятий от первого класса к пятому усложняются. Проведение литературных викторин приобщают детей к чтению за счет проведения литературных викторин.

Мы можем рассмотреть принципы проведения занятий на основе темы «Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина с элементами подвижных игр».

Цель: обобщать и углублять знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина в игровой форме; развивать позитивное, логическое мышление и любовь к родному языку; формировать у детей умения выразительно читать отрывки из сказок; воспитать артистические способности, чувство дружбы, коллективизма и любви к русской поэзии.

I. Организационный момент
До игры дети прочитали сказки А.С. Пушкина и выполнили иллюстрации к некоторым сказкам. Домашнее задание: по выбору детей выполнить инсценировку отрывка из любой сказки А.С. Пушкина в пантомиме. Перед началом игры дети разбиваются на две команды и выбирают капитанов команды, называются «Золотой петушок» и «Золотая рыбка». В игре используются лего, обручи с закрепленными на них рисунками коршунов, кегли, мячи.

II. Ход занятия

Ведущий:

Друзья Людмилы Руслана!
На звуки вещего баяна
Спешите к нам скорей сюда,
Где величавый дуб стоит
И Лукоморье всех манит!
Где сам поэт великий ин
Вас снова в сказки пригласит!
Сегодня, ребята, мы совершим удивительное путешествие в страну, где живут сказки А.С. Пушкина:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. «Сказка о золотом петушке».
3. «Сказка о попе и его работнике Балде».
4. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
5. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Звучит музыка из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок». Раскрывается доска, на которой размещены рисунки «У Лукоморья дуб зеленый», «Золотая рыбка» и «Золотой петушок».

Ведущий: Ребята, наш литературный турнир мы начинаем с вопросов – разминки. За каждый правильный ответ дается жетончик команде. И так будет на всех этапах игры.

Первые вопросы команде «Золотой петушок»:
1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
2. Какими словами извещал петушок царя Дадона, о том, что опасности возле его царства нет? («Кири-ку-ку, царсвуй лежа на боку»)
3. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля»)
4. Откуда эти строки?
«Ветер, ветер? Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного».
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
5. Сколько раз закидывал старик невод в море? (№ раза)
Ответы участников команды.

Вопросы команде «Золотая рыбка»:
1. С чем пришел невод? (Первый раз – с тиной, второй раз – с травой морскою, третий раз – с золотой рыбкой)
2. О каком времени года идет речь в начале «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? (О зиме)
3. Какое приданое приготовил царь – отец молодой царевне в «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Семь торговых городов, да сто сорок теремов)
4. Какое наказание придумала злая царевна молодой царевне?
(Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам»)
5. Чем угрожала злая царевна Чернавке? (Рогаткой)

Вопросы команде «Золотой петушок»:
1. Царь Дадон и Шамоханская девица? (Да)
2. Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)
3. Коралевич Елисей и мертвая царевна? (Да)
Вопросы команде «Золотая рыбка»:
1. Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)
2. Попадья и золотая рыбка? (Нет)
3. Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)
Участники команд отвечают на вопросы на доске и получают жетон.

Ведущий:
«Только в сказках золотые
Лишь бывают петухи.
А у нас здесь есть лихие,
Удалые, озорные
Петухи – озорники!»
Сейчас, ребята, мы проведем подвижную игру «Бой петухов» (из каждой команды приглашаются по одному участнику, которые встают в круг, образованный расставленными кеглями. Прыгая на одной ноге и держа руки за спиной сцепленными, участники игры пытаются выбить противника из круга.
Проводится игра. Побеждает та команда, которая больше всех выбила из круга участников другой команды.

Ведущий: Ребята, пока шел «Бой петухов», к нам пришли два письма от царя Дадона, ему надоело царствовать лежа на боку, и решил он свой ум потренировать. Шлет Вам свои вопросы, да не простые, а мудреные (достает лист из первого конверта и читает вопрос команде «Золотой петушок»):
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
Узнаете, кто это и из какой сказки?

Учащиеся: Старуха из «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ведущий: Ну, а теперь вопрос команде «Золотая рыбка» (достает листок из второго конверта и читает):
«Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь..!»
О каком фрукте идет речь и из какой он сказки?

Учащиеся: Яблоко «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Ведущий: Молодцы, справились с заданием. А теперь вспомните, каким метким стрелком был Гвидон, он спас царевну Лебедь от злого коршуна. Интересно посмотреть, какие Вы стрелки, проведем конкурс «Меткий стрелок».
В конце ковра установлены обручи на стульях, в обручах закреплены рисунки коршунов. Каждый участник команды должен шариком попасть в этот обруч с определенного расстояния. Побеждает та команда, которая больше всех попала. Ведущий проводит конкурс.

Ведущий: Молодцы, ребята! Продолжим наш турнир.
«Вот попался мне листок,
А на нем – обрывки строк,
Вспомнить их мне помогите,
Вы стихи восстановите!
Игра на развитие памяти.
Листок команде «Золотой петушок»:
ВЕТЕР ПО МОРЮ… гуляет,
И КОРАБЛИК… подгоняет,
ОН БЕЖИТ СЕБЕ… в волнах,
НА РАЗДУТЫХ… парусах.

Учащихся: «Сказка о царе Салтане».

Листок команде «Золотая рыбка»:
ЦАРЬ С ЦАРЕВНОЮ…простился
И В ДОРОГУ…снарядился,
И ЦАРИЦА…у окна
СТАЛА ЖДАТЬ…его одна.

Учащиеся: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Ведущий: Молодцы, ребята! А теперь каждая команда показывает домашнее задание: показать в пантомиме отрывок из любой сказки, противоположная команда должна его отгадать.
Команды «Золотая рыбка» и «Золотой петушок» показывают свои домашние заготовки.

Ведущий: а теперь конкурс капитанов!
На ковре листы, вырезанные в виде рыбок и петушков, с обратной стороны которых написаны вопросы. Капитаны берут по-очереди листы и отвечают на них.

Вопросы капитану команды «Золотой петушок»:
1. С каких слов начинается «Сказка о попе и его работнике Балде»? («Жил-был поп, толоконный лоб»)
2. Назовите верного сторожа царя Дадона. (Петушок)
3. Кем хотела стать старуха? («Столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою»)

Вопросы капитану команды «Золотая рыбка»:
1. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)
2. Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)
3. В какой сказке царица умерла от радости? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Капитаны отвечают на вопросы и получают свои последние жетоны. Подводятся итоги и награждаются победители.

III. Заключительные слова ведущего

Ведущий:
Когда Вы были маленькими, Вам читали сказки А.С. Пушкина. Сейчас Вы читаете их самостоятельно, а пройдут годы, и Вы прочтете их своим внукам, открыв для себя что-то новое. Итак будет бесконечно. Пушкин будет с Вами всю жизнь!
«К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова – алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Все скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза!
Даже если мы уже не дети,
В тридцать, сорок или шестьдесят,
Убегаем мы игрою в детство,
Убегаем к Пушкину опять!
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом,
Убегаем в Пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!»
На этом наше занятие закончено! Спасибо Вам! До свидания!