Любовь Кезина: Мы должны создавать комфортную образовательную среду

№ 3, 2006
Рубрика: Гость номера
Любовь Кезина: Мы должны создавать комфортную образовательную среду

Реалии сегодняшнего дня все острее ставят перед государством и обществом вопросы, связанные со здоровьем нации. Особую обеспокоенность, безусловно, вызывает здоровье детей школьного возраста, ведь именно в этот период молодой неокрепший организм подвержен различным заболеваниям, которые, к сожалению, нередко становятся хроническими. Сегодня мы беседуем на эту тему с руководителем столичного Департамента образования Любовью Кезиной.

– Любовь Петровна, скажите, какие основные проблемы, связанные со здоровьем школьников, вы считаете наиболее актуальными? На что должны обращать внимание родители в первую очередь?

– Основной проблемой, на мой взгляд, является падение общей культуры в обществе, рост заболеваемости среди детей, невнимательное отношение родителей к вопросам физического развития ребенка. Мы прекрасно понимаем, что у этого есть множество причин, в том числе социальных и экономических. И здесь особая роль принадлежит учебным учреждениям, которые должны не только создавать комфортную образовательную среду с учетом индивидуальных физических, психических и интеллектуальных особенностей детей, но и приучать школьников к здоровому образу жизни, вести профилактику заболеваний, помогать сохранять здоровье учащихся. Эффективная работа в этом направлении возможна лишь при комплексном межведомственном подходе к решению поставленных задач, с привлечением медиков, ученых, детских психологов, представителей средств массовой информации, при активном участии и родителей, и учителей.

Говоря о работе медиков и педагогов по сохранению здоровья учащихся, мы ни в коей мере не умаляем значение семьи. Ведь именно дома, среди родных закладываются осно-вы здорового образа жизни. Поэтому мы считаем семью основным социальным партнером, всегда готовы оказать ей методическую и психологическую помощь.

– Как вы оцениваете результаты проведенной в этом году в московских школах централизованной прививки от гриппа. Какие программы укрепления здоровья школьников действуют сейчас в Москве?

– Централизованная прививка детей от эпидемических заболеваний, к которым относится и грипп, безусловно, полезна и необходима. Главное, чтобы медики эту работу проводили с учетом индивидуальных особенностей учащихся: противопоказаний, непереносимости препарата и так далее. При этом необходимо, чтобы вакцинация ребенку делалась лишь с согласия его родителей.

В Москве действует городская комплексная программа «Образование и здоровье»,в рамках которой Департамент образования города ведет серьезную работу. В коротком интервью невозможно рассказать обо всех аспектах. Здесь и создание «школ здоровья», и программы диагностики различных заболеваний, и система медико-психологической помощи учащимся и их родителям, и многое другое.

Отдельно хочу сказать о детях с ограниченными возможностями. Долгие годы этой проблемой занимались недостаточно. Очень важно создать таким детям необходимые условия для получения образования не только в школах, но и в вузах. Хорошо себя зарекомендовала программа организации компьютерных ученических мест на дому для детей с ограниченными возможностями, которые не в состоянии посещать школу. И здесь мы получаем полную поддержку от Правительства Москвы и лично Юрия Михайловича Лужкова.

– Известно, что малоподвижный образ жизни – беда современного человека :и взрослого, и ребенка. Существуют ли программы по повышению физической активности школьников?

– Да! Москва была первым субъектом Российской Федерации, который ввел в расписание третий урок физической культуры в неделю. Это решение было поддержано федеральным министерством, и сейчас многие регионы пошли по этому пути.

В столице возрождена спартакиада школьников. Успешно реализуется программа тестирования «Умею плавать», предложенная мэром. Учащиеся наших школ активно участвуют в городских проектах: «Выходи во двор – поиграем», «Кожаный мяч» и многих других. Расширяется сеть спортивных кружков и секций на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, школ «полного дня». Все они оснащаются современным травмобезопасным инвентарем. Школы-новостройки имеют великолепные спортивные залы, а к уже существующим образовательным учреждениям пристраивают помещения для занятий физкультурой. При этом во второй половине дня они гостеприимно открывают свои двери для жителей окрестных домов. Школы становятся центрами спортивной и досуговой жизни района.

– Уже лет двадцать говорят о том, что школьникам приходится носить слишком тяжелые портфели, но ранцы становятся все тяжелее. Что-то можно сделать?

– Уже делается. В соответствии с поручением Правительства Москвы и рекомендациями медиков в АО «Московские учебники и картолитография» начали выпускать более легкие по весу учебные пособия. Кроме того, эти книги имеют травмобезопасную обложку из облегченного картона. Учащиеся начальной школы уже обеспечены такими пособиями, скоро легкие книги получат и остальные. Я уверена, что на страницах журнала мы еще не раз вернемся к этой очень важной и требующей скорейшего решения проблеме.