Искусство оформления книги. Перспективное направление для факультативных занятий в начальной школе

Искусство оформления книги как особая область изобразительного искусства имеет достаточно богатую историю. В разные времена виднейшие мастера обращались к работе над книжным оформлением: Сандро Боттичелли, Дюрер, Рубенс. В России книжная иллюстрация увлекала больших мастеров 19 века: П. Соколов и А. Агин иллюстрировали «Мертвые души», И.Репин – произведения Л. Толстого, В. Серов, создал серию работ к басням И. Крылова. Образы литературных героев вдохновляли лучших художников 20 века: Домье, Дега, Эдуарда Мане. Невозможно представить историю отечественной художественной книги 20 века без работ В. Фаворского и Е. Кибрика. Наследие, оставленное мастерами, свидетельствует, о том, что, хотя изобразительный ряд оформления книги и должен соответствовать содержанию и стилю литературного произведения, но это отнюдь не делает изобразительную часть художественно-обедненной, второстепенной формой творчества, как считают некоторые обыватели. Истинная иллюстрация призвана дополнять и обогащать литературное произведение, оставаясь полноправным видом изобразительного искусства.

Важность искусства книжного оформления отметили в своих работах ведущие педагоги: B.C. Кузин, Б.М Неменский, Т.Я. Шпикалова, чьи программы по изобразительного искусству рекомендованы Министерством образования РФ. Но обычно в основном курсе по предмету «Изобразительное искусство» не представляется возможным уделить особенное внимание оформлению книги. Ведь нужно ознакомить детей с основными видами изобразительного искусства и наиболее важными техническими приемами. Поэтому единственное, что напоминает о книге – это рисование любимого литературного героя.

То есть с одной стороны, на основных уроках для искусства книжного оформления времени не хватает, а с другой стороны, для занятий, проводимых в рамках факультативных занятий и дополнительного образования нужны как раз предметы, которые дети еще не проходили или затрагивали поверхностно.

Кроме всего прочего, выбирая искусство книжного оформления как основу для школьного компонента (или дополнительного образования), педагог решает еще три очень важные задачи:
  • создает прекрасную мотивацию для творческого процесса – ведь детей интересует их любимая литература и ее герои.
  • стимулирует активное осмысление и обобщение детьми знаний и умений, которые были получены и выработаны на основных уроках – для создания элементов оформления книги учащийся будет использовать технические приемы, вспоминать основы изображения пейзажа, портрета и пр.
  • и, конечно же, учитель, знакомя ребенка с искусством книжной иллюстрации, прививает любовь и уважение к книге, чтению и, таким образом, решает одну из важных задач школы.
Однако так как общие и индивидуальные психофизические особенности и склонности у детей разного возраста отличаются, то и сам подход при ознакомлении учащихся с искусством оформления книги не может быть одинаковым:

При занятиях с детьми среднего школьного возраста, (к которому в условиях современности иногда приближается 4 класс начальной школы), уже имеющих значительный опыт в восприятии некоторого объема лекционного материала и в рисовании пейзажей, натюрмортов, набросков человека, можно подробно ознакомить учащихся с особенностями искусства оформления книги и историей его развития, а так же ориентировать детей на интересную и непростую работу, которая может включать в себя разработку шрифта и макета книги. При занятиях же с младшими школьниками (1 и 2, 3 классы) следует значительно упростить и сократить лекционный материал, не следует перегружать детей специфической терминологией. Кроме того, так как общий опыт изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста еще довольно мал, стоит ориентировать учащихся на выбор простого для их самостоятельного выполнения художественного решения работы. В основном, это выполнение простых по композиции (нет нестандартных ракурсов, изображения движения, сложных образов) однополосных иллюстраций к любимой книге, оформление переплета (обложки), создание иллюстраций-заставок и концовок.

Все вышеизложенное значительно повышает ответственность работы учителя изобразительного искусства, увеличивает требования к его профессиональной подготовке. От того, насколько он сам знает творчество художников-оформителей книг, умеет различать их индивидуальную манеру, разбирается в средствах художественной выразительности книжного оформления, будет зависеть уровень понимания искусства книжного оформления детьми, уровень их работ, и, как следствие, уровень их эстетического развития.

В конце статьи приведен список литературы, изучение которой значительно обогатит знания об искусстве книжного оформления. Однако в качестве отправной точки для дальнейшего подробного самообразования в сфере искусства книжного оформления представляется разумным привести ниже полезную информацию:

1. Прежде всего, изучая искусство книжного оформления и рассказывая о нем детям, стоит уделить внимание самой книге, в развитии которой можно выделить два основных этапа: рукописный и печатный. В III-II тысячелетии до н.э. на Древнем Востоке были распространены книги в виде глиняных дощечек. В Древнем Египте писали на папирусе. В древнегреческом Пергаме придумали использовать для письма кожу. В Древней Руси использовали берёсту. Основной материал для изготовления книг – бумага – была изобретена в Китае во II веке, в Европе её производство освоили только через 1000 лет. В современности новые информационные технологии повлияли на развитие книги – появились ее цифровые варианты.

2. Далее необходимо рассказать об истории именно книжного оформления. В ней были моменты, когда создавались шедевры, но были и периоды упадка. В Древнем Египте рисунки сопровождали написанные на папирусах заклинания и гимны. Сохранились античные образцы в рукописях «Илиады», «Энеиды», а также иллюстрации в византийских, рукописях раннего Средневековья. На Востоке иллюстрации, выполненные в технике ксилографии, появляются в Китае в 6—7 вв. В Японии книжная графика возникает в начале 17 в. В Древней Руси уже в XI веке создавались иллюстрации к рукописным книгам – «Остромирово евангелие». Появление в конце XIV – начале XV века печатной книги явилось переворотом и в области иллюстрации. Гравюры пришли на смену рисованным миниатюрам. В конце 19 в. неограниченная свобода репродуцирования любого изображения (появилась фотомеханическая репродукция) резко увеличила возможности иллюстраторов, породив многообразие техник.

3. После очень полезно отдельно поговорить об известных отечественных и зарубежных художниках-оформителях книги, особенно, книги детской: И.Билибине, В.Васнецове, К.Гринувэй, Т.Янссон, сопровождая беседу показом репродукций их работ.

4. И только потом можно перейти к понятию основ книжного оформления и его элементов.

Существует много определений для искусства книжной графики, достаточно адекватное и распространенное – это разновидность искусства декоративной графики, воплощающая образы литературного произведения. В зависимости от размера и расположения в книге можно выделить следующие виды основных элементов:

К элементам внешнего оформления относятся:
  1. суперобложка
  2. обложка
  3. переплет
  4. футляр
  5. форзац
К элементам внутреннего оформления относятся:
  1. авантитул
  2. фронтиспис
  3. титул и контртитул
  4. шмуцтитул и контршмуцтитул
  5. начальные полосы
  6. иллюстрация — заставка
  7. полосная иллюстрация (занимает полностью страницу)
  8. полуполосная иллюстрация (занимает часть страницы)
  9. разворотная иллюстрация (занимает разворот)
  10. оборочная иллюстрация (небольшой рисунок, окруженный текстом)
  11. рисунки на полях
  12. иллюстрация – концовка
Эти элементы располагаются внутри книжного блока и нумеруются. Для учащихся можно значительно сократить и упростить ознакомительную информацию (например, ознакомить их только с основными элементами – выд. курсивом) Учителю же необходимо подробно рассмотреть особенности всех элементов книжного оформления и четко представлять их назначение и художественное содержание, хотя бы краткое, например:
  • Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от значимости иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание иллюстраций, расположенных внутри текста, обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают наиболее важные события произведения, а менее значимые отображают на маленьких оборочных иллюстрациях или изображают на книжных полях.
Можно так же выделить иллюстрации по характеру их связи с литературным текстом: повествовательные и метафорические.
  1. Для решения композиционных задач оформления необходимо рассмотреть следующие средства композиции книги: симметрия и асимметрия, ритм, композиционные контрасты, формат, цвет и шрифт.
  2. Кроме того, педагог должен объяснить учащемуся соответствие между стилем художественного решения книжного оформления и стилем литературного произведения: странно было бы увидеть в иллюстрациях к «Колобку» элементы кибертехники, или изобразить Алису Л.Кэррола в русском народном костюме. Смелые эксперименты могут быть, но только именно как эксперименты, а не как элементарное непонимание «стилевого несоответствия».
  3. И конечно учитель должен позволить детям выбрать свою самую любимую книгу для работы по оформлению – это будет и мотивацией к работе и постоянным источником вдохновения.
  4. Естественно, для занятий с детьми в начальной школе материал, касающийся книжного оформления, следует сильно упростить, не давать сложных терминов, не перегружать основными понятиями. Но как грамотно избрать из массы интересной и важной информации о книжном оформлении самую интересную и самую важную, и главное, доступную детям информацию – каждый учитель решает сам.
Примерный перечень тем, для изучения искусства книжного оформления, может быть, например, таким:
  1. Теоретические основы: Из истории книги. Виды иллюстраций
  2. Подготовительная работа: поиск образов. Рассказ о средствах художественной выразительности.
  3. Практическая работа. Иллюстрация на обложке, переплете
  4. Практическая работа. Иллюстрация-заставка и иллюстрация-концовка
  5. Практическая работа. Центральная полосная или двуполосная иллюстрация
  6. Практическая работа. Работа со шрифтом. Буквица.
Количество часов, необходимых для прохождения темы определяется индивидуально, в зависимости от возраста учащихся и их способностей.


Рекомендованная литература:
  1. Гончаров А. Д. Художник и книга. Москва, 1964.
  2. Гончарова Н.А. Композиция и архитектоника книги. Москва, 1990.
  3. Дехтерев Б.Е. Что такое книжная иллюстрация? Москва,1990.
  4. Жили-были книги… История книги и книгопечатания, структура книги. Москва, 2003.
  5. Книга от А до Я: познават. Журнал для детей / авт.-сост. Ю. Гуллер; худож.: Е. Алмазова, В. Шваров. – Москва, 1996. С. Ф. Добкин. Оформление книги. Редактору и автору. Москва, 1985.
  6. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. Москва, 1966.
  7. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. Москва, 1986.
  8. Фаворский В.А.Соч.: Рассказы художника-гравера, Москва, 1976.
  9. Чегодаев А. Д. Пути развития русской советской книжной графики. Москва, 1955.
  10. Чистяков А.П. Письма, записные книжки, воспоминания. Москва – Ленинград, 1953.
  11. Чихольд Я. Облик книги: Избранные статьи о книжном оформлении. Москва,1980.
  12. Чувашев Ю.И. О кафедре иллюстрации и эстампа. Москва, 2004.
  13. Шантыко Н.И. Творчество советских иллюстраторов. Москва, 1962.
  14. Школа изобразительного искусства. Москва, 1963