Капля за каплей. Мировая проблема школьного масштаба

Что такое вода? Это жидкость без формы и цвета,
Нам привычна она. Но задумайся и оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.*

О проблеме сохранения водных запасов нашей планеты сказано немало. С ранних лет людей в цивилизованном обществе приучают беречь воду, в первую очередь – вовремя закрывать кран. Однако всегда были и остаются те, кто из-за неаккуратности и невнимательности продолжает растрачивать запасы воды впустую.

Какая школа не сталкивалась с тем фактом, что в ученических туалетах постоянно слышен звук капающей, струящейся, и даже хлещущей из крана воды? И сколько не делай замечаний о недопустимости такого поведения – проблема остается. Причем, проблема вдвойне сложная. Ведь кроме пустой растраты водных запасов, неуважения к экологии нашей планеты, существуют еще мокрые полы, а значит, реальная опасность для здоровья – элементарно можно поскользнуться, упасть и получить травму.

Не смотря на то, что профилактические беседы дают не столь блестящий результат в этом деле, естественно, не имеет смысла совершенно от них отказываться, ведь даже если один из учеников изменит свое поведение к лучшему, значит, стоило стараться. Однако нужно заметить, что такие беседы ведет зачастую только классный руководитель во время классных часах, а этого, разумеется, недостаточно.

Каждый сотрудник школы, будь то учитель, воспитатель, заведующий буфетом, охранник, в той или иной мере может содействовать делу воспитания у ребят бережного отношения к сохранности воды. Например, проходя мимо ученического туалета и видя открытый кран, можно потратить полминуты: зайти и закрыть воду. А главное: постараться, чтоб ребята видели этот момент и учились на хорошем примере взрослого:

«Я видел, как Мария Ивановна закрыла кран, хоть не она оставила открытой воду! И я так делать буду! Вот Вася не закрыл кран, а я за ним закрою!»

Ведь даже аккуратные дети, которые сами не забывают выключать воду, зачастую не понимают, почему они должны реагировать на кран, который не закрыл другой. Как часто звучит: «Я всегда закрываю воду! А это не я – это Маша оставила!» Надо ярко и образно рассказать, что человек, который видит нарушение, но никак на него не реагирует, становится соучастником, лучшим помощником настоящего нарушителя.

Когда же вы видите ребенка, который выбегает из туалета, оставив кран открытым, необходимо не кратко «на ходу» выговорить ему, не авторитарно отчитать, но постараться объяснить причину, того, почему нельзя так делать. Причем сделать это надо спокойно, но ярко и образно, особенно если ребенок – ученик младших классов. Можно зайти как бы издалека, затронуть личные мотивы (особенно, если вы знаете ребенка близко), рассказать увлекательно, чтоб ребенок запомнил момент беседы:

«Вот представь, Миша, на тебя напали хулиганы около школы, портфель отбирали! Ты кричишь, зовешь на помощь. Подходит милиционер, ты к нему, а он говорит: «Мальчик, это я твой портфель отобрал? А почему я должен помогать его возвращать? Хулиганы пусть возвращают!» Но так же не будет, милиционер тебе обязательно поможет, потому что он должен бороться с преступлениями, кто бы их не совершал. Вот и все люди должны бороться с растратой воды, закрывать кран, даже если это не они его открытым оставили!»

Или: «Вася, как твой песик поживает? Ты его, наверное, хорошо кормишь и поишь? А знаешь, что сейчас в жарких странах от нехватки воды умирают животные? Вот прямо сейчас, когда мы тут с тобой разговариваем. И когда мы попусту льем воду – мы тоже помогаем им погибнуть».

Не надо делать акцент на том, что с проблемой острой нехватки воды мы столкнемся только в будущем, что пострадают, как часто можно слышать, скорее всего только «наши внуки». Ребенок, особенно младшеклассник, живет преимущественно сегодняшним днем, то, что случиться через 10, тем более через 100 лет – его как бы не касается. Лучше говорить не о том, что «наши внуки будут страдать без воды из-за наших ошибок», а о том, что происходит прямо сейчас. Пусть это и не совсем правда, и конечно, отдельно взятый ребенок не в ответе за гибнущих животных жарких стран, но такое преувеличение поможет ему по-настоящему понять проблему. Так же не надо бояться, что серьезный разговор, затрагивание личных моментов может излишне расстроить ребенка – воспитывать чуткое сердце необходимо с ранней юности и желание излишне оберегать ребенка от горестей этого мира может плачевно сказаться в будущем. Хотя, разумеется, вести беседу нужно спокойно, не поднимая голос и не углубляясь в подробности. Достаточно сказать «животные в Африке умирают от нехватки воды», не нужно смаковать живописание трагической картины.

Кроме того, каждый учитель-предметник может придумать свой особый подход к решению проблемы растраты воды, в зависимости от специфики его профессиональной деятельности. Я, как учитель изобразительного искусства и художественного труда, выбрала, в первую очередь визуальный способ: оформила и разместила в каждом туалете яркое крупное объявление. На объявлении был схематически изображен земной шар, помещен призыв беречь воду и пояснения, к чему ведет растрата водных запасов. Поначалу я думала, что положительный эффект будет очень слабым, но скоро стала замечать, что мокрые следы в коридоре появляются все реже. Уборщица и дежурные учителя стали так же реже жаловаться, что в туалетах не закрыты краны. Объявление работало именно потому, что на нем был призыв, а не запрет.

Через некоторое время, когда мы с ребятами проходили по изобразительному искусству тему «Шарж и карикатура» меня вдруг посетила идея. Я предложила ребятам нарисовать карикатуру на тех, кто разливает воду. Объявила небольшой конкурс – самые лучшие карикатуры будут вывешены в туалетах, чтоб те, кто оставляет кран открытым, видели, как они смешны в своей небрежности или злонамеренности. Смех – оружие беспощадное, а карикатура – оружие изобразительного искусства, с помощью которого художник борется против пороков. Когда человеку просто говорят «нельзя», он может действовать наперекор, а объяснения «почему нельзя» может пропустить мимо ушей, но когда он видит уморительную карикатуру, смеется, а потом понимает, что герой карикатуры – он сам, что это именно над ним смеются – это действительно многих заставляет задуматься.

Карикатура-победитель конкурса получилась яркая, образная и очень-очень смешная! На ней была изображена туалетная комната, из открытого крана через край раковины хлещет вода, рядом стоит человекообразное зеленое чудовище, заросшее бородавками, в углу туалета уже растут камыши. И надпись: «Если ты развел болото, значит жабой быть охота!». После размещения цветных копий карикатуры в ученических туалетах в ГОУ ЦО № 118 проблему постоянной растраты воды удалось практически решить. Конечно, единичные случаи еще бывают, но теперь они, по крайней мере, перестали быть нормой жизни.

Возможно, наш опыт решения этой проблемы пригодится и другим учебным учреждениям. А мы с ребятами теперь с более спокойной душой, с осознанием, что внесли малый, но важный для нас, вклад в дело сохранения мирового водного запаса, можем повторить за поэтом:

Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,
И в бездонном пространстве планета Земля голубея,
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.

* В статье использовано стихотворение Аркадия Королёва в редакции автора статьи.