Кружок «Математическое общество»

Вспоминая свою школьную жизнь, заниматься математикой мне нравилось всегда. Особенно если удавалось находить решение сложной задачки. Работая в Центре образования №118, мне предложили вести кружок в начальной школе. Как, с чего начать?

Долго бы я возилась с программой, если бы не помогла Ольга Владимировна Карпичко, всеми нами уважаемый и любимый завуч.

И вот уже есть название кружка «Математическое общество».
“Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом. В детском возрасте игра это норма и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело”.

Данное высказывание сформулировал А.С. Макаренко. И я взяла его за основу в своей работе по руководству данным кружком, учитывая и то, что внеклассная работа по предмету должна быть и активной и познавательной и творческой.

По отношению к математике всегда имеются различные категории учащихся, которые проявляют повышенный интерес к предмету или занимающиеся им по мере необходимости, а так же есть те, кто не проявляет особого интереса, считающие математику скучным, сухим и вообще не любимым. Моя задача заинтересовать, увлечь, совершить открытие нового. И все это стимулируется добрым соревновательным процессом, который создан на занятиях (игры, олимпиады, экскурсии).

Необходимость этой работы обусловлена обучению наших детей:
  • системностью, т.к. арифметика, математика и в последующем высшая математика и другие предметы это предполагают;
  • пробуждение у детей интереса к непознанному, неосмысленному, т.е. непонятному;
  • созданию условий к самостоятельным занятиям и как следствие к дополнительному чтению литературы,
а это и навыки чтения, и увеличение словарного запаса, и наконец, обогащение ребенка новыми математическими понятиями, я уже не говорю о расширении кругозора и многое, многое другое.

Эти занятия помогут ребятам в дальнейшем в средних, старших классах, а их родителям в определении способностей, направленности к дальнейшей их деятельности.

Поэтому целью, данной работы является: пробуждение и развитие устойчивого интереса детей к познанию и логическому мышлению.

Для достижения данной цели, в рамках математического кружка, мы решаем следующие основные задачи:
  • развитие знаний полученных на уроках математики;
  • самостоятельный поиск правильного решения;
  • творческий, необычный, не стандартный подход к решению задачи;
  • умение работать с имеющимися учебниками, пособиями;
  • а так же расширение (закрепление) полученных (имеющихся) соответственно знаний по данному предмету.
Как же проходили занятия?

После традиционного организационно момента, идут разминочные упражнения «мозговой штурм». За определенное количество времени (3-5 мин.) ребята пытаются найти ответы, на вопросы содержащие ответы из разных предметов: окружающего мира, русского языка, литературы, изо, сюда же входят легкие задания устного счета. Ответы звучат хором. Тем самым помогают тем, кто не уверен в своем ответе.

Каждый раз мы «бьем» свой рекорд по скорости найденных, правильных ответов. К каждому занятию готовится цикл из 4-6 задач разной сложности. Среди них есть задача трудная и легкая (утешительная). Если задача вызывает трудность – даю подсказку, указывая направления, в котором надо искать решение.

Главный прием, который резко облегчает решение задач, заключается в том, что условия формулируются не сухим математическим языком, а излагаются в виде сказки или истории, в котором участвуют известные сказочные персонажи. Если задача вызвала явные затруднения, через некоторое время предлагаю задачи на эту же тему, но легче. Так продолжается пока, подобные задачи переставали быть для детей трудными. После чего их сложность повышалась.

Среди предлагаемых задач есть такие, которые «сильные» ученики решат моментально. Тем не менее, очень важно попросить их обосновать или аргументировать свое решение, у доски, тем самым показывая всем свой способ решения и рассуждения, поскольку на простых задачах ребенок осваивает способы мышления, которые понадобятся при решении «сложных» задач.

Задачи распределялись по следующим темам:
  • занимательная математика – задачи на внимание, календарь, время, возраст, шарады, шифры, домино, задачи со спичками, числовые ребусы;
  • арифметика – цифры, целые числа, интервалы, среднеарифметическое;
  • алгебра – комбинаторика, не равенство в сравнения;
  • логика – закономерности , логические задачи, парадоксы;
  • алгоритмы – турниры, обратный счет, стратегия, взвешивание;
  • методы решения – четность не четность, методы решения;
  • простейшая геометрия – размерности, промежутки.
Обязательной составной частью занятия является физическая минутка и самостоятельная работа.

После проверки самостоятельной работы, определяем лучшего математика этого занятия. Заключительная часть – работа с бумагой (оригами, танграм).

Выполненные работы ребята берут домой как результат своего труда. Время нашей встречи закончилось, но ребята не торопятся расходиться, просят дать задание домой. Потом они будут объяснять их решение у доски для всех. Ежемесячно и в конце четверти подводим итоги, определяя победителей.

Так ребята учатся:
  • лаконично, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, с использованием различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для обоснования аргументации;
  • поиску, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников.
  • исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщений;
Повышение уровня не, сколько математического, сколько последовательного, т.е. логического мышления и как следствие развитие интеллектуальных, творческих способностей и формирование познавательного интереса наших детей.

В результате я убедилась в том, что работа кружка имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к другим предметам обучения.