Шестилетняя начальная школа: адаптационные возможности

Одним из сложных моментов в школьной жизни является переход ученика из младшей школы в среднюю. По мнению Л.А.Ясюковой, напряжение возникает вследствие смены задач, которые должен решать ребенок. Основная задача начальной школы состоит в усвоении ребенком нового образа жизни, где в качестве ведущей выступает учебная деятельность, и формировании у него начальных школьных навыков. Основной же задачей средней школы является введение подростка в систему наук, знакомство с основами научных знаний. Резкая смена деятельности ведет к временной дезадаптации. Поэтому с точки зрения психологического сопровождения развития школьников возникает необходимость организации специальной «буферной» среды, в которой возможно решать проблему адаптации младшего подростка к новым условиям и требованиям.

Педагоги, психологи и родители детей, переходящих из младшей школы в среднюю, часто наблюдают тревожные изменения, которые происходят с учениками. У значительной части детей в пятом классе успеваемость падает и оказывается ниже, чем была в младшей школе. Пропадает интерес к учебе, дети кажутся немотивированными и пассивными в учебной деятельности. Одновременно с этим они много энергии тратят на конфликты и критику по отношению к новым учителями, новым требованиям, новым предметам, новым ситуациям своей школьной жизни. Дети растеряны и реагируют на свою дезориентацию всплеском отвержения тех изменений, которые возникают при переходе в среднюю школу. Все это в эмоциональном отношении проявляется в повышении тревожности – состояния, которое как раз и отражает неспособность разобраться в обстановке.

Высокая тревожность заставляет человека расценивать многое из того, что его окружает, как опасное. Развивается недоверие, портятся уже налаженные отношения, утрачиваются прежние предпочтения, интересы и склонности. Даже хорошо освоенные навыки (для успешного младшего школьника – чтение, письмо, счет) могут разрушаться из-за постоянного состояния непонимания происходящего. К кому обращаться, если что-то непонятно? Если что-то не получается? Если что-то забыл? Вчера это была учительница, с которой отношения простроены за предыдущие четыре года, ее реакции ребенок достаточно хорошо мог предсказать и использовать в своих интересах. А теперь, когда учителя разные, у каждого свой характер, свой способ общения и свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что делать? Скажешь учителю: «Я не понимаю», а он двойку поставит… Попросишь на уроке выйти в туалет, а тебя не пустят… Сделаешь одну ошибку в контрольной работе, и в четверти получишь не больше тройки… Непонятно, чего можно ожидать в новой, неизвестной ситуации – поэтому у многих учеников возникают проблемы в адаптации к средней школе, и, как следствие, снижается успеваемость и интерес к учебе.

Повышение тревожности в начале средней школы – явление для традиционной системы образования привычное. Но дальнейшая школьная карьера ребенка может быть разрушена именно из-за того, что на этом этапе перехода от почти домашней атмосферы начального обучения к серьезным требованиям, предъявляемым в пятом классе, он не находит необходимой поддержки со стороны взрослых. В 10-11 лет ученик уже перестает быть ребенком, он входит в предподростковый возраст, когда, подчиняясь логике возрастного развития, начинаются существенные изменения и в его теле, и в образе его мыслей, и в способах управления поведением, и в общении с окружающими. Если в этот период он не найдет своего места в школе, то дальнейшее развитие, скорее всего, будет происходить в других сферах – общения и внешкольных занятий. И тогда это развитие для заинтересованных в нем взрослых – родителей и педагогов – будет уже гораздо менее контролируемым и управляемым. Поэтому временное «отталкивание» от школьных требований и дисциплины, которое возникает у тревожных пятиклассников, часто перерастает в хроническое неприятие условий школьной жизни в целом, ведет к обесцениванию ее норм, сопротивлению и отсутствию мотивации обучения. В другом варианте психологический «уход» из нелюбимой школы обеспечивается частыми болезнями, которые позволяют легально не посещать занятия большую часть времени. Так или иначе, «упущенные» на этапе перехода в среднюю школу ученики имеют мало шансов вернуться к систематической, требующей приложения усилий, способности к саморегуляции и продуктивному взаимодействию с окружающими (и педагогами, и сверстниками) работе, что может сказываться не только на протяжении школьных лет, но и оставлять свой отпечаток на личности человека в целом.

Как можно помогать ребенку адаптироваться к новым условиям жизни в школе? С точки зрения организации учебно-воспитательного процесса необходимо обеспечивать преемственность в системе требований, правил и норм поведения; стремиться к сохранению уже сформировавшихся классных коллективов; проводить специальные мероприятия по снятию эмоционального напряжения, возникающего в ходе адаптации. Всем этим занимаются педагоги и психологи. В нашем Центре образования № 118 создается специальная программа, в которой проблема нетравматичного перехода в среднюю школу стала основной – это программа Шестилетней начальной школы, разрабатываемая в рамках городской экспериментальной площадки. За год работы в условиях эксперимента мы выяснили, что в пятом классе привычного и ожидаемого всплеска тревожности и сопровождающих его явлений дезадаптации учеников (снижение успеваемости и мотивированности, повышения конфликтности, эмоционального напряжения и количества эмоциональных срывов) не происходит. Почему?

Разрабатываемая в нашем Центре модель Шестилетней начальной школы подразумевает вхождение в условия обучения в пятом классе в сопровождении взрослого, который на протяжении всех предыдущих лет учебы был не просто рядом с ребенком, а представлял собой как бы центр тех отношений, в которых участвовал ученик. Воспитатель-наставник(тьютор), согласно нашей модели, является человеком, который сопровождает ребенка во всех значимых моментах его школьной жизни – это и обеспечение режима дня в течение обучения, и организация самоподготовки, и досуговая, и кружковая деятельность, и общение со сверстниками. Именно воспитатель, обладая всей полнотой знания о текущем моменте, выступает инициатором встреч между всеми заинтересованными в ребенке лицами – при необходимости он обращается за помощью к родителям, к учителям, к психологам и другим специалистам. Поэтому когда ребенок оказывается вод крылом своего воспитателя и в пятом, и в шестом классах, создается гораздо более психологически комфортная ситуация, обеспечивающая процесс адаптации и поддерживающая те позитивные преобразования, которые произошли в интеллекте и личности ученика на протяжении младшей школы. И, как было уже сказано, полученные нами данные диагностического обследования учащихся пятого класса, осуществивших переход в сопровождении своего классного воспитателя-наставника, подтверждают наши ожидания.

Ориентирами деятельности воспитателя и всего педагогического коллектива, согласно разрабатываемой в нашем Центре модели Шестилетней начальной школы, является обеспечение каждого ребенка при переходе в среднюю школу адекватными изменившимся условиям представлениями о том, что, как, когда, с кем он должен что-то делать; как будет оцениваться продукт его деятельности; с кем и какие возникающие вопросы нужно обсуждать и к кому обращаться в случае возникновения затруднений; как можно оценивать собственную успешность; как можно выстраивать свои учебные и внеучебные цели; как распределять время, чтобы хватало и на то, что нужно, и на то, что хочется; как выстраивать гармоничные отношения с людьми разного возраста и т.д. Воспитатель-наставник помогает не только каждому ученику адаптироваться к условиям средней школы, он также способствует «приближению» школы к каждому ученику – располагая данными о склонностях, интересах, сильных и слабых сторонах каждого ребенка, воспитатель участвует в процессе реальной индивидуализации обучения.

Для достижения этих ориентиров важен уровень психологической грамотности педагогов и воспитателей. Знания, касающиеся различных аспектов возрастной, педагогической и социальной психологии, конкретные навыки обучения, воспитания и психологически безопасного общения являются предметом тренинговых и обучающих мероприятий, которые систематически 4 раза в год проводятся с учителями и воспитателями. По поводу возникающих в процессе учебной деятельности вопросов или острых моментов педагоги всегда могут получить оперативную консультацию психолога.

Но есть и другая группа взрослых, которые могут вносить свой вклад в процесс успешного перехода ребенка из младшей школы в среднюю – это его родители. Мы в нашем Центре считаем, что роль родителей является очень важной и в этом вопросе тоже, поэтому большое внимание уделяем процессу информирования, педагогического и психологического консультрования, обмену мнениями и выработке общих для педагогов и родителей представлений. Участие мам и пап в процессе адаптации проявляется в том, что, вооруженные знаниями о том, что является причинами временного сбоя в налаженных отношениях между ребенком и школой, родители могут создавать в семье условия для снятия напряжения, выработки ребенком своих собственных средств для совладания с проблемными ситуациями. Психологам довольно часто приходится консультировать родителей, которые воспринимают снижение интереса к учебе настолько остро, что возникающие дома по этому поводу конфликты становятся дополнительным источником травматизации ребенка. Таким родителям важно осознать, что подталкивать растерявшегося, потерявшего ориентировку человека – значит лишать его последней возможности хоть что-то понять, выстроить новый план действий, который будет полезен в изменившейся обстановке. Другой источник тревог связан с тем, что падает успеваемость – вчерашний отличник (а еще чаще – отличница) вдруг начинает приносить из школы отметки, не радующие сердца родителей. Для ребенка проблема заключается в том, что включить на полную мощность имеющийся потенциал он не может, пока не установится рабочая атмосфера, то есть, пока не завершится процесс адаптации. Родители же частенько проблему видят в том, что прежняя учительница хорошо относилась к их чаду, а новые учителя его «не любят» или равнодушны к его успехам. Здесь тоже родителям бывает важно вовремя получить профессиональную консультацию психолога, который обеспечивает психологическую составляющую процесса адаптации к средней школе в тесном взаимодействии с учителями и воспитателями-наставниками.

По итогам не очень длительного периода участия нашего Центра в эксперименте по разработке модели Шестилетней начальной школы, направленной на создание оптимальных условий развития на протяжении первой половины школьной жизни ребенка, мы можем сказать: такой подход к организации начального образования уже приносит свои плоды.