Учимся слушать музыку

Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой язык ее не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, не перетолкуют их по-своему, не будут резонерствовать; но она наполнит гармониею мира их юные души, разовьет в них ощущение таинства жизни».

В.Г. Белинский.

Искусство, воздействуя на определенные чувства человека с помощью своего образного языка, помогает раскрыть мир прекрасного, мир звуков, мир красок, форм, движения, пространства.

В произведениях искусства исторически закреплены образцы гуманности, нравственного сознания, представления о добре и зле. Искусство является той силой, которая может потрясти до глубины души и преобразить человека, развить его чувства, воображение, интуитивное творческое мышление, способность к синтезу. Все – и картина, и стихотворение, и скульптура, и танец – зарождается благодаря нахлынувшему чувству, эмоции.

Музыка, как вид искусства, позволяет передавать художественное содержание произведения, используя музыкально-выразительные средства. Благодаря преемственности в своем развитии, музыкальный язык становится доступным чувственному восприятию, а эмоциональная отзывчивость на музыку – это общечеловеческое свойство. Развивая эмоциональную культуру, мы развиваем личность.

В ГОУ Центр Образования № 118 Ломоносовского района Юго-Западного округа г. Москвы с 2002 г. работает Хоровое отделение «Радуга», где педагоги своей основной задачей ставят комплексное музыкально – эстетическое развитие и образование детей и подростков. Здесь ребята приобретают навыки пения, игры на различных музыкальных инструментах, знакомятся с шедеврами классической музыки, учатся любить и понимать истинно прекрасное в искусстве.

«Радуга» работает по комплексной образовательной программе. В нее входят такие предметы, как Хоровое пение, Сольфеджио, Сольное пение, Блокфлейта, Фортепиано, Музыкальная литература.

Одной из дисциплин, способствующих музыкальному воспитанию учащихся, является «Слушание музыки». Образовательная программа по предмету «Слушание музыки» разрабатывалась нами, педагогами Хорового отделения «Радуга» на основе образовательных программы Д. Кабалевского «Музыка в школе», образовательной программы Детской хоровой студии «Веснянка» и на основе методической разработки О. П. Радыновой «Мы слушаем музыку».

Предмет рассчитан для детей от 7 до 10 лет. Курс обучения – 3 года.

Предмет «Слушание музыки» является, как бы, подготовительной ступенью перед изучением такого сложного теоретического предмета, как «Музыкальная литература». Мы адаптировали программу для учащихся Хорового отделения, с тем расчетом, что ребята начинают заниматься музыкой и получать музыкальное образование не раньше 6 лет. Именно с такого возраста на Хоровое отделение «Радуги» принимаются дети. Иногда ребята приходят к нам только в 7, а иногда и в 8 лет. Поэтому необходимо знакомить и вводить в мир музыки детей, не всегда подготовленных. Предмет «Слушание музыки» делает это естественно, легко, увлекая, влюбляя детей в это волшебное слово – Музыка.

На наших занятиях учащиеся знакомятся с высокохудожественными образцами классической, народной и современной музыки, доступной их восприятию. Получают первоначальные сведения о музыке и средствах музыкальной выразительности. Учатся различать на слух музыкальные произведения по образному строю и содержанию. Формируют оценочное отношение к музыке.

При выборе музыкальной литературы отдаем предпочтение произведениям, эмоционально ярким, впечатляющим и доступным для восприятия детей младшего школьного возраста, уровню их развития в исполнении музыкального произведения на высоком уровне. Вокальные, ансамблевые и симфонические произведения показываем в записи в их подлинном звучании.

Основой программы является принцип: «от простого к сложному». Все темы программы построены именно по этому принципу. Например, все начинается со знакомства с основными музыкальными жанрами: марш, танец, песня и с их отличительными чертами.

Позже мы ребятам задаем вопрос: «Что изображает музыка?» И ищем на него ответы. А ответов ох, как много! Это и «Природа в музыке», и «Животные в музыке», и «Птицы в музыке». А как удивляются и в то же время восхищаются ребята, когда мы выясняем, что музыка изображает человеческие характеры, темпераменты, а также передает изменения настроения одного и того же человека. И так, постепенно мы приходим к тому, что музыка может и рассказать сказку, и нарисовать картину, и поделиться размышлением.

Занятия начинаются по предмету «Слушание музыки» с привития навыков культуры слушания музыкальных произведений музыки. Ребята знают главное правило: когда звучит музыка – в классе должна быть тишина, свойственная атмосфере концертного зала.

На каждом уроке ребята прослушивают 2-4 произведения. Прослушивая произведения несколько раз, ребята получают разные задания. Например, при слушании Фортепианного этюда № 2 Ф. Шопена я предлагаю детям, танцуя и импровизируя под музыку, придумать название этюду. Приведу вам ответы детей: «Девятый вал»:
1. «Ниагарский водопад»
2. «Бурное море» или «Морской владыка»
3. «Летние дожди»
4. «Победа»
5. «Полет орла»
6. «Богатырские кони»
Насколько различны, и индивидуальны ответы детей, что говорит о том, насколько различны формы восприятия музыки. У некоторых ребят мышление определяется конкретными зрительными образами, у других сильнее развиты опосредованно–литературные ассоциации. Есть же дети, которые склонны к символическим обобщениям. Однако, когда я ребятам читаю три разноплановых стихотворения Ф. Тютчева: «Море и утес», «Вечер», «Листья», ребята единогласно выбирают стихотворение «Море и утес», как возможный художественный образ Фортепианного этюда, только что услышанного.

Также, на уроке я использую такой вид деятельности, как рисование. Ребята с удовольствием красочно рисуют свои впечатления от услышанной музыки в альбомах. Ведь в этом возрасте они очень любят рисовать. Для них это самостоятельное выражение своего восприятия мира. А для меня, как для педагога важно, чтобы ребята могли зримо ощутить выразительные возможности музыки, взглянув на свои рисунки. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы» (В.А. Сухомлинский). Опыт показывает, что таким образом достигается более целостное восприятие детьми музыкальных произведений.

Каждый раз задачу по содержанию рисунка ставлю новую: это может быть и сюжетный план произведения, и общее настроение, и изображение инструмента, исполняющего мелодию, и собственная оригинальная задумка, связанная с раскрытием образа данного произведения. Например, при изучении темы «Живопись в музыке» мы слушаем фрагменты из цикла М.Мусоргского «Картинки с выставки» «Гном», «Богатырские ворота», «Баба-Яга», «Балет не вылупившихся птенцов» – ребята с большим удовольствием и очень красочно рисуют персонажей и их характеры в альбомах. А после этого мы смотрим музыкальный мультфильм «Картинки с выставки» и обсуждаем восприятие художника-мультипликатора, и его изображение и передача музыкальных образов.

Большое внимание на занятиях уделяем исполнению музыкальных фрагментов на инструментах, таких как трещотки, колокольчики, бубны, металлофоны. Использование инструментов помогает ребятам лучше и точнее услышать характер, темп, музыкальный жанр. Например, во втором классе при знакомстве с таким трудным жанром, как вариации, инструменты помогают услышать и различить части, их настроение, характер. Жанр вариации на тему «Во саду ли, в огороде» мы изучаем на примере музыкального фрагмента из оперы «Сказка о царе Салтане». Прочитав отрывок из одноименной сказки А. Пушкина:
«Белка в тереме живет,
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
В них скорлупки золотые.
Ядра – чистый изумруд.
Слуги белку стерегут…»
Мы слушаем вариации. Определяем части, смену темпов, лада, настроения, характера. И затем, играя на разных инструментах, отмечаем смену каждой вариации:
1 вариация – Белочка грызет орешки – играем на ложках,
2 вариация – белочка танцует – на колокольчиках,
3 вариация – ходят гости – играем на бубнах,
4 вариация – начало праздника – играют все инструменты.
Музыкально-ритмические движения также играют немаловажную роль на наших занятиях. Музыкальное произведение становится близким и понятным, если его можно исполнить – спеть, сыграть, протанцевать, или поиграть в игру. И на наших занятиях, знакомясь с образцами русской народной музыки, мы с ребятами и поем народные песни, и играем в народные игры под соответствующие игровые песни, и танцуем хороводы.

Очень любят дети исполнять русскую народную песню «А мы просо сеяли». Мы делимся на две группы, взявшись за руки, изображая плетень, поем песню. При этом идем хороводным шагом, а конец фразы отмечаем притопом. А солист в конце песни должен «разорвать плетень». Как вы понимаете, движение под музыку, исполнение конца фразы, при этом пение – все эти виды деятельности помогают скоординировать слуховые, физические и голосовые способности.

Так как ребенок учится высказывать свои мысли, передавать словами свои чувства, эмоции, то большую роль на уроках играет беседа-обсуждение увиденного, услышанного. Для красочной и наглядной беседы я использую примерами и художественные аналогии из области смежных искусств: поэзии, изобразительных искусств, театра. Как близки по настроению стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» и «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Мы с удовольствием читаем стихотворение А. Пушкина, слушаем «Осеннюю песню», рассматриваем репродукции Левитана – сравниваем изображение осени, определяем различия и сходства. Вы спросите, а как в условиях класса Вы знакомите ребят с большими жанрами, такими как, опера и балет. Я вам отвечу. Как и вся программа построена по принципу «от простого к сложному», мы начинаем с простых фрагментов, постепенно приходим в так называемый, большой жанр. Я приведу пример из программы первого класса. Еще когда ребята изучают три основных жанра, мы уже приходим в оперу Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Слушая симфоническую картину «Три чуда», арию Царевны Лебедь, «Полет шмеля» определяем жанры, определяем характер, отличительные черты. А в балет мы приходим еще более незаметно. Сначала я даю музыкальные номера, не называя их. Мы слушаем, обсуждаем, и определяем по характерным признакам жанры, затем по своеобразию музыкального материала мы с ребятами придумываем героев музыки и соответствующие названия. Так у нас получается «Танец феи Драже», «Трепак», «Танец пастушков», «Вальс цветов». А это, как вы знаете номера из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Тогда я уже рассказываю ребятам, что такое балет и знакомлю их с такими сказочными музыкальными номерами, как «Рождественская елка», «Марш», «Шоколад», «Кофе», «Чай». Конечно же, хочется посмотреть, а как танцуют под эту музыку. Поэтому, мы с ребятами не только слушаем, но и смотрим видеозаписи балетов, опер.

При любой возможности мы с ребятами посещаем музыкальные театры. Смотрим постановки балетов и опер на сцене, потом обязательно обсуждаем, рисуем, слушаем фрагменты в записи. Все это дает более полное, красочное эмоционально-насыщенное впечатление и понимание музыки. Мы обязательно посещаем концерты лучших хоровых и оркестровых коллективов.

Хоровое отделение «Радуга» является концертирующим коллективом, поэтому концертный хор участвует не только в Окружных, Московских конкурсах, но и в Международных фестивалях-конкурсах. И каждый раз, выезжая куда-либо, мы находим возможность, посетить исторические места, связанные с жизнью композитора, или с созданием музыкального произведения или с музыкальной историей. Эти посещения всегда очень интересны и запоминающиеся. Например, когда коллектив был в Польше на Фестивале «Кумиры лета», один из концертов ребята пели в доме-музее Ф. Шопена. Когда участвовали в Международном конкурсе хоров в Австрии, ребята посетили Зальцбург, дом-музей В.Моцарта. Во время гастрольной поездки по Германии коллектив посетил сказочный замок Нойшванштайн.

«Слушание музыки» на Хоровом отделении «Радуга» – это тот предмет, который способствует формированию интереса к искусству: к музыке и к танцу, к живописи и скульптуре, к литературе и к театру, так как, на наших занятиях ребята соприкасаются со всеми видами искусства. А, изучая предмет, на примерах высокохудожественных образцов классической, народной и современной музыки у ребят формируется и художественный вкус. Полученные знания помогают детям осмысленно, вдохновенно, эмоционально исполнять инструментальные, вокальные и вокально-хоровые произведения, доносить до слушателя художественно-образный замысел композитора.

«Неумеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнять» (Д.Б. Кабалевский)