Шкала стресса

Шкала стресса

В сентябре прошлого года Максим, сын моих друзей, пошел в первый класс. Через два месяца этого веселого, любознательного парня будто подменили. Ребенок стал непослушным, капризным и обидчивым, а когда по утрам он собирается в школу, особенно после выходных, дело доходит буквально до истерик. Родителей Максима всерьез тревожит, что сын плохо ест, спит беспокойно, гулять не хочет, а сил на выполнение домашних заданий у него совсем не остается. Мама отвела его к педиатру, сдали все анализы, которые были назначены, но никаких отклонений не обнаружилось. Доктор говорит, что все это из-за стресса.

Добрый доктор Селье

Канадский биолог и врач Ганс Селье в 50-е годы прошлого века выпустил труд «Стрессв нашей жизни», ставший в этой области классическим. Селье определил стресс как «универсальную реакцию организма на различные раздражители». Он объяснил, что любая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни и с которой организм не может справиться, становится причиной стресса.

Селье выделил три стадии реакции организма на стрессовое воздействие. Сначала – стадия тревоги: в организме происходят изменения, в первую очередь снижается иммунитет. Затем следует стадия адаптации, когда признаки тревоги почти исчезают. И, наконец, наступает стадия истощения: энергия организма, затраченная на сопротивление стрессу, иссякает, и, если ситуация не изменяется, вновь появляется тревога.

Груз на детских плечах

Мне было 13 лет, и тренеры по плаванию шутя называли меня «олимпийской надеждой». Однажды, за сутки до соревнования, мне сообщили, что нужно ехать в другой город в составе чужой команды, где я никого не знал, и с новым тренером. Я откровенно струсил.

Как и все мои сверстники, я знал несколько способов симуляции болезни, вроде натирания градусника до нужной температуры или приема сахара с йодом, но ни один из них не применял. В день отъезда температура перевалила за 39, а как только поездку отменили, она снова стала нормальной. Это ли не стресс?

Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Увы, последние исследования доказали, что малыши, так же как и их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок и непосильного психологического давления. В итоге каждый третий ребенок испытывает стресс.

Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из домашних, сложности с учебой, насмешки одноклассников, перевод в другую школу, пропажа дорогих сердцу вещей.

В школу – за знаниями?

Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. Как показывают исследования отечественных ученых, психика детей, которые попадают на школьную скамью в один из самых критических периодов своей жизни, подвергается атаке со всех сторон. Дискомфортны и смена уютной детсадовской группы на однообразно обставленный класс, и необходимость часами сидеть в неудобной позе, когда природа требует игры. Раздражают некорректные высказывания учителей и обидные выпады одноклассников. Но все это «цветочки» по сравнению с нагрузкой, которая обрушивается на первоклассника, и постоянной гонкой за призрачным успехом: не опоздать, быть лучше других, прочитать-написать, вовремя сдать и т.д.

Современные дети – настоящие труженики. Родители заставляют любимое чадо штудировать учебники, записывают его в спортивные секции, художественные классы и музыкальные школы и в итоге просто «загоняют» ребенка, требуя, чтобы тот «соответствовал» постоянно изменяющемуся миру. А у самих-то это получается?

Эдуард Днепров, бывший Министр образования России, подсчитал, что ученику старших классов нужно 169 часовв неделю, чтобы выполнить все домашние задания. А в неделе, между прочим, всего 168 часов!

«При школьной нагрузке в 65–70 часов в неделю у ребенка остается всего 29 минут в сутки, чтобы погулять, – объяснил Днепров в интервью журналу «Здоровье школьника». – При этом даже в Министерстве образования признают, что дети не усваивают и 60% программы. На самом деле еще больше – до 80%. А сколько за этим детских страданий и слез?»

Уже в младшей школе дети начинают видеть, что кто-то умнее, кто-то сильнее, кто-то красивее, а кто-то богаче их – такие открытия нещадно бьют по их слабой психике. А уж издевательства и оскорбления, эти «обязательные школьные предметы», устойчиво занимают первые позиции в списке причин детского стресса.

Ребенок постоянно дрожит от страха: вдруг он ответит неправильно, вдруг услышит насмешку учителя или издевку одноклассников, вдруг не оправдает надежд родителей? По словам психологов, эти состояния опасны, поскольку их последствия сложно предсказать.

Для нас уже стала привычной информация о том, что в США ребенок с оружием пришел в школу и расстрелял учителей и одноклассников. Мало того, в США за последние десять лет самоубийц среди подростков стало в два с лишним раза больше!

Ситуация в нашей стране не намного лучше. Вернувшись на днях из школы, мой сын с порога заявил: «У нас сегодня такое было!» Оказалось, вызванный к доске новенький неожиданно встал на четвереньки и начал лаять на учителя.

Есть и плюсы

Надо признать, небольшое количество стресса может быть даже полезным.

Случайные выбросы в кровь кортизола и адреналина, элементов, вырабатываемых организмом в ответ на стресс, могут дать ребенку дополнительный толчок для преодоления каких-либо физических или умственных барьеров. Заведующий кафедрой нервных болезней академии имени Сеченова академик Александр Вейн отметил, что каждый человек, готовясь к экзаменам или занимаясь спортом, испытывает либо психический, либо физический стресс. Но здоровому организму стресс повредить не может. В малых дозах он даже полезен.

Тем не менее частые и продолжительные стрессы накладывают отпечаток не только на настроение, но и на психику детей. Врачи предупреждают: жизнь в состоянии напряжения может привести к психозу и бессоннице.

К счастью, с этим «недугом» можно справиться. Для этого родители должны научиться конструктивно решать личные проблемы и объяснить ребенку, что только в союзе с близкими людьми можно найти выход из самых тяжелых ситуаций.

Шкала стресса