Комплексное сопровождение речевого развития школьников

По данным логопедического обследования в среднем 10-15% первоклассников имеют нарушения устной речи от простых форм дислалии до общего недоразвития речи.

В норме к 6-7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка и иметь словарный запас около 5-6 тысяч слов. На сегодняшний день в связи с переходом на начало обучения в школе с шестилетнего возраста, количество так называемых «незрелых» в речевой функции детей возросло. И перед учителем-логопедом стоит задача своевременно и профессионально выявить то или иное речевое нарушение и скорректировать его, чтобы ошибки в устной речи не отразились на письме.

Показатели правильного речевого развития ребенка 6-7 лет: — правильно произносит все звуки;
— производит простейший звуковой анализ слов;
— обладает хорошим словарным запасом (4-6 тысяч слов);
— грамматически правильно строит фразу;
— умеет самостоятельно пересказать сказки, составить рассказ по картинкам;
— пользуется интонационными средствами выразительности;
— знает обобщающие слова;
— может пользоваться конструкциями с предлогами.

Результаты логопедической диагностики в начале года позволяют выявить тех, кто нуждается в логопедической помощи. Затем составляется расписание занятий с учетом школьной нагрузки. Занятия проводятся индивидуально и направлены на коррекцию нарушений произносительной стороны речи, формирование фонематических процессов – звукового восприятия, анализа и синтеза, развитие речи как коммуникативной функции. Работа строится комплексно: проводятся дыхательная и артикуляционная гимнастики; пальчиковая гимнастика и самомассаж рук, что стимулирующе влияет на работу речевых зон головного мозга; развитие внимания, памяти, мышления.

В своей работе учитель-логопед встречает ряд трудностей. Ни для кого не секрет, что с каждым годом число детей, нуждающихся в логопедической коррекции, возрастает. Всё более часто в своей практике мы встречаем детей с сочетанным дефектом, и наоборот, функциональная, неосложненная, дислалия является редкостью у современных детей. Если у ребенка задержка психического развития, поведенческие нарушения, аутистические проявления, то ему сложно воспринимать материал, динамика его развития низкая. Бывает тяжело уговорить родителей провести обследование ребенка у психоневролога, отоларинголога или ортодонта, без помощи которого наша работа тормозится.

На логопедические занятия со школьником отводится 1 час в неделю. И этого времени бывает недостаточно, чтобы добиться нужного результата. Работа над звуками строится поэтапно, и не поставив один звук, к примеру, искаженный «с», неправильно будет приступать к работе над другим, «ш», «л» или «р». Таким образом, коррекция нарушений звукопроизношения – это длительная кропотливая работа. Вызвать нормированный звук это полдела, а автоматизировать и ввести его в спонтанную речь является, пожалуй, самой ответственной и трудоёмкой задачей. И тут специалисту необходимо проявить всю свою фантазию, чтобы заинтересовать ребенка и привить внимание к его речи, применить весь свой методический арсенал, чтобы сделать занятия нескучными.

Немаловажно и участие родителей в коррекционном процессе. Пожалуй, самым сложным как раз оказывается выстроить отношения с родителями школьников. Кому-то на воспитание не хватает времени, кто-то занят личной жизнью, а третий просто не считает нужным делать домашнее задание по рекомендации логопеда. И в этом очень заблуждается! Каждый логопед скажет, что без сотрудничества с родителями, эффект от проведенной работы будет минимальным. Существует специальный термин «кабинетная речь». Это когда на занятиях ребенок замечательно выговаривает все поставленные звуки, а выходя в школьную или внешкольную жизнь тут же забывает о контроле за речью. Тут родители должны взять на себя ответственность за правильностью поставленной логопедом речи их чада. Поэтому первым делом призываем родителей подключиться к коррекционному процессу. Для удобства существует специальная тетрадь, в которую логопед на каждом этапе работы вносит новый материал для отрабатывания дома.

Отдельной проблемой стоит обучение детей с недоразвитием речи. Если в первый класс поступает ребенок с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи), это означает, что к такому ребенку будет пристальное внимание и логопеда, и психолога, и классного руководителя. И данный ученик автоматически попадает в группу риска, так как задержка речевого развития ребенка может сказаться на его успеваемости. У такого ребенка не сформировано чувство языка, родной язык воспринимается им как иностранный, поэтому он может испытывать трудности в обучении чтению и письму, а коррекция таких расстройств как дисграфии и дислексии – это прерогатива именно учителя-логопеда.

Итак, учитель-логопед ведет работу по двум направлениям:
1) коррекция нарушений произносительной стороны речи;
2) профилактика и преодоление специфических ошибок на письме.

Дисграфия – это нарушение письменной речи, характеризующееся наличием специфических ошибок стойкого характера. Обусловлено данное расстройство несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Диагноз «дисграфия» ставится во 2 классе, а вот для первоклассников редкие нелепые ошибки на письме являются нормой, так как они только овладевают этим сложным навыком. К группе риска по возникновению дисграфии можно причислить, как раннее было сказано, детей с речевым недоразвитием, а также леворуких детей, ребят с ослабленным соматическим здоровьем и гиперактивных учеников с дефицитом функции внимания.

Занятия по профилактике и преодолению дисграфии направлены на развитие фонематического восприятия и внимания к словам, формирование звуко-буквенного анализа и синтеза слов, дифференциацию акустически схожих фонем и визуально близких букв, расширение словарного запаса, формирование процессов самоконтроля во время письменной деятельности. На занятиях учитываются здоровьесберегающие технологии и в качестве физкультминуток используются пальчиковая гимнастика, глазодвигательные упражнения, игры с перекидыванием мяча.

И если учащийся испытывает серьёзные трудности в усвоении учебной программы по русскому языку, как правило, в таком случае логопед работает в тандеме с нейропсихологом. Во время логопедических групповых занятий активно используются нейропсихологические приёмы коррекции, а именно: детям рекомендуют пить простую воду для поддержания активности работы головного мозга, делать кинезиологическую гимнастику для активации межполушарного взаимодействия (в начале урока проходим перекрёстным шагом и выполняем несколько специальных поз руками), самомассаж кистей и пальцев рук, тренировать пространственные представления и зрительно-моторные координации (чертим в воздухе указательным пальцем вытянутой руки знак бесконечности – лежащую восьмёрку, сначала ведущей рукой, затем другой и следим глазами за линией движения кончика пальца), выполнять упражнения на релаксацию. И главное – обеспечить каждому ребенку работу в собственном темпе. Деятельность логопеда творческая и требует терпения. Но, чувствуя родительскую заинтересованность и поддержку, можно непременно ожидать положительный результат всех совместных трудов.