Зачем нам сольфеджио?

Среди семи чудес света есть восьмое — ребёнок играющий, ребёнок творящий. Задача нас взрослых педагогов — не только сохранить хрупкий мир ребёнка, но и помочь более естественно, безболезненно перейти от подсознательного моделирования мира в его многообразии к осознанным деяниям. Только тогда состоится личность, и возможен подъём на более высокий духовный уровень.
Ю.П. Юкечев.

Сольфеджио и музыкальная литература в дополнительном образовании детей изучаются не только для того, чтобы помочь маленькому человеку стать немного музыкантом — исполнителем, пусть на любительском уровне; главное, — для того, чтобы полюбить музыку. К сожалению, на уроках сольфеджио часто подтверждается изречение, что от любви к ненависти всего один шаг. Дети, в основном, не любят сольфеджио за сложность и непонятность теоретических правил, трудность домашних заданий, и, прежде всего, за непонятность сути предмета. Зачем этот предмет нужен? Какое отношение он имеет к музыке? Дети постарше часто задают этот вопрос и себе и преподавателю. В разговоре детей часто можно услышать фразу: «Я сначала пойду на музыку, а потом на сольфеджио», то есть эти понятия «музыка» и «сольфеджио» разъединены в сознании ребёнка.

Предмет сольфеджио, конечно же, является очень трудным для ребёнка. Но сам ребёнок ни в коем случае не должен об этом догадываться! Помочь преодолеть трудности должен преподаватель. И именно преподаватель должен:

Во-первых, объективно оценить степень одарённости ребёнка и оценивать в дальнейшем его успехи, принимая во внимание его возможности, а не ставить регулярно двойки Господу Богу за некоторые, с Вашей точки зрения, неудачи его творчества. Что толку от двоек, наказания, если человечку просто от природы не дано лёгкое и быстрое усвоение этого предмета? Выдающимся музыкантом, вероятно, он и не станет, а музыкантом — любителем, благодарным слушателем может быть любой человек, даже с самыми скромными способностями.

Во-вторых, каждый урок для начинающего музыканта должен быть немного праздником. Тут должны быть и песни, и игры, и даже кукольный театр.

В первые годы обучения важный момент — присутствие родителей на занятиях. Родители, а также бабушки и дедушки — большая помощь педагогу. Ведь они полны самых радужных ожиданий по поводу дальнейшей судьбы своего любимого чада, они в этот период готовы на жертвы со своей стороны во имя маленького человечка, который впервые в жизни переступает порог образовательного заведения. Они точно знают, что их ребёнок очень талантлив, тянется к музыке, любит танцевать, петь, сам пытается играть на фортепиано и они готовы сотрудничать с педагогом. Это желание родителей помочь ребёнку состояться, как музыканту, конечно же, надо использовать. Ведь именно они более всего на этом этапе заинтересованы в успехах своего ребёнка, поэтому на последующие занятия приходят с тетрадками, записывают слова песенок — правил и очень переживают за своих малышей. Записать правила, дети сами ещё не могут, за неделю успевают всё начисто забыть. Следующий урок, как правило, начинается с опроса, педагог недоволен, ругает ученика, вызывает родителей, а те мало чем могут помочь. В результате недоволен учитель, недовольны родители (педагогом в первую очередь, ведь он позволил усомниться в способностях их ребёнка), но самая большая опасность такой ситуации заключается в том, что разочарован сам ребёнок, он ведь от занятий музыкой ожидал праздника, а получил дополнительные к общеобразовательной школе сложности и даже неприятности. В этой ситуации вы рискуете навсегда потерять очень важного союзника в лице родителей. Без них все попытки добиться высоких результатов обречены на провал!

«Никогда нельзя воспитать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.» Ж.Ж. Руссо.

И ещё один немаловажный момент — постепенное вхождение в трудную, утомительную рутинную работу, без которой немыслима судьба любого музыканта.

Для чего дети пришли на музыкальные занятия? Да потому, что хотят стать артистами, выступать перед публикой, выслушивать похвалу в свой адрес. Они, конечно же, не представляют и сотой доли тех трудностей, что их ожидают при обучении музыки, ведь пока со словом музыка у дошкольников связаны самые приятные воспоминания: танцы, песни, игры в детском саду или дома. Заметьте, при этом маленького артиста только хвалили. Но настоящий успех даётся тяжким трудом, и ожидают юного музыканта не только похвала. А он — то этого ещё не знает, он к этому не готов! Поэтому на первых порах, а по возможности и в дальнейшем «подсластите горькую пилюлю», сохраните ощущение праздника при каждой встрече с музыкой! И сделать это можно в том случае, если ещё одним вашим союзником станет детская игра. На первых порах надо в прямом смысле слова всё делать играючи.

Дети любят музыку, но не занятия ею.

Начинается первый урок в подготовительной группе с посвящения в артисты. Мы учимся выходить на сцену, кланяться публике, та в свою очередь аплодирует, маленький артист садится за рояль и начинает с педагогом играть ансамблем любую знакомую им песенку. Весь секрет заключается в том, что учитель показывает единственную клавишу, которую надо ритмично нажимать (квинту тональности исполняемой песенки), после исполнения ребёнок ещё раз должен поклониться и вернуться на своё место. Сначала дети не решаются выйти к роялю, но после первого исполнения все хотят играть, все бегут к роялю, на лицах — чувство радости и удовольствия. Очень важно, чтобы именно эти эмоции как можно чаще и как можно дольше испытывали дети от занятий музыкой на первом этапе обучения. Мы с вами прекрасно понимаем, что путь юного музыканта долог и сложен, будет и усталость и некоторые разочарования, поскольку сразу всё само по себе не получается, надо много и регулярно трудиться. Но истинный педагог будет по возможности облегчать участь юного музыканта превращением любого рутинного процесса в праздник.

Наш педагогический почерк складывается из многих обстоятельств. И далеко не последнюю роль при этом играют наши детские впечатления. Конечно, современные дети немного другие, но эмоциональный настрой для них также важен. Они любят радоваться, а ведь музыка даёт столько поводов для радости, так, почему бы этим не воспользоваться?! Смешно звучит, но очень актуальный призыв ко многим преподавателям — теоретикам: пусть ещё одним вашим союзником в воспитании музыканта будет музыка!

В дальнейшем на занятиях подготовительной группы мы будем заниматься самой будничной работой, довольно скучной и утомительной, малопривлекательной для детей своим однообразием и бесконечными повторениями — пение гамм, интервалов, попевок, определение на слух интервалов, мажорных и минорных трезвучий, функций трезвучий в тональности и т.д. Педагогическое мастерство должно проявиться в том, чтобы дети охотно выполняли все эти виды работ, не испытывая ни скуки, ни усталости. Это даже хорошо, что много видов работ используется на уроках! Шести, семилетние дети не могут долго выполнять одну работу, быстро утомляются. Назовём разновидности работ конкурсами. Скажем, конкурс первый: определение интервалов. Победителями стали все дети. Преподаватель играет марш, ученики, подпрыгивая, с поднятыми вверх кулачками обегают класс и садятся на свои места. Конкурс второй: на лучшего певца. Дети по очереди выходят к роялю, кланяются и поют известную песенку. Опять звучит марш и повторяется шествие победителей. Конкурс третий: сыграть на фортепиано от звука какой — либо интервал или трезвучие и т. д. Сорокапятиминутный урок при этом для малышей проходит быстро, незаметно и радостно.