Четыре распространенных мифа о занятиях изобразительным искусством.

1. Если ребенок использует в своих работах черный цвет, значит, у него есть психологические проблемы.

Многие родители настороженно и даже с открытой тревогой относятся к использованию их детьми черного цвета и темных оттенков других цветов в рисунках. Тем не мене «боязнь черного цвета» (иногда «боязнь красного») зачастую напрасна — использование темных тонов на светлом фоне бумаги, прежде всего следствие интуитивного поиска выразительного визуального контраста. Те случаи, когда предпочтение того или иного цвета однозначно говорят об эмоциональнонапряженном состоянии ребенка существенно более редки, чем можно предположить. Кроме того, чтобы грамотно диагностировать проблему необходимо наблюдение профессионального психолога.

Только хороший специалист, используя широкий спектр методов диагностики (а не одно только наблюдение за процессом рисования) может делать обоснованные выводы. Таким образом, не следует отбирать у ребенка черный цвет, а лишь при долгосрочном обращении в творчестве только к нему (более месяца, при игнорировании других цветов, либо при наличии иных тревожных симптомов: замкнутости, навязчивых страхов и пр.), обратиться за консультацией к специалисту.

2. Визуальная эффектность рисунка меняется от занятия к занятию: учитель либо «подрисовывает» работу ребенка, либо уделяет ученику мало внимания. Либо сам ученик несерьезно относится к занятиям и позволяет себе лентяйничать.

Такие мысли невольно посещают многих родителей, когда ребенок приносит с занятий то великолепный натюрморт, то какую-то «каляку-маляку», либо когда результаты рисования на занятиях и дома сильно разнятся.

На каждом занятии по изобразительному искусству ставится своя развивающая, обучающая и воспитательная цели. В определенной последовательности чередуются творческие и рабочие занятия, занятия по ознакомлению со сложными техниками и занятия по развитию устойчивых навыков работы в более доступных для того или иного возрастного периода техниках. Чередуются виды работы: с натуры, по памяти, по представлению, копирование. В одном случае роль учителя — активный наставник, поминутно контролирующий ход работы, в другом — незаметный наблюдатель, представляющий ученику полную свободу, и делающий выводы из того, как именно ученик может работать самостоятельно.

Соответственно и визуальный результат— практический выход — работа выглядит не одинаково. Одно дело, когда ребенок с помощью учителя, внимательно слушая поэтапные указания, рисует натюрморт с натуры (учитывая, что это одна из основных тем рисования на любых этапах обучения изобразительному искусству), другое, когда тот же ученик делает творческую работу, учится сам решать композицию, подбирать технику и пр., основываясь на своем еще незначительном опыте. В первом случае результат непременно очень эффектен, ведь делать привычное задание, имея возможность постоянно задавать уточняющие вопросы учителю, у внимательных учеников получается блестяще. Во втором случае работа может быть откровенно непривлекательной на вид. Но значит ли это, что ребенок не справился с заданием и попусту потратил время? Нет. Он получил бесценный опыт самостоятельного творчества со всеми его удачами и ошибками. И именно этот опыт, творческое переживание, а не рисунок является фактическим результатом такого урока.

Поэтому не имеет смысла делать поспешных и зачастую очень далеких от истины выводов касательно успехов ребенка на занятиях и слишком активной либо пассивной роли учителя. Не спешите ругать ребенка за некрасивый, по вашему мнению, рисунок, узнайте сначала у преподавателя, какая именно задача ставилась на уроке, и как оценивает учитель успехи вашего ребенка. Смысл занятий с детьми изобразительным искусством не в постоянном создании «красивых работ», радующих глаз родителей на каждом уроке, но в развитии личности, способной в дальнейшем самостоятельно решать творческие задачи, в создании прочной начальной базы знаний и умений, того багажа, из которого ребенок, когда придет время, сам будет извлекать необходимое.

Показатель качественных эффективных занятий — разнообразие заданий и поставленных задач, а значит и разнообразие, визуальных результатов.

3. Уже с раннего детства можно делать серьезные выводы об отсутствии/наличии у ребенка художественного таланта.

У многих родителей при наблюдении успехов или неудач своего ребенка на художественном поприще возникает вопрос о наличии или отсутствии одаренности в сфере изобразительного искусства. Доходит до курьезных случаев, когда родители, любуясь успехами трехлетнего ребенка, серьезно планируют его поступление в художественный вуз.

Этапы развития ребенка можно сравнить с этапами развития человечества: вначале возникает жажда творчества как ответ впечатлением окружающего мира: народные танцы, песни, изобразительное творчество. Люди танцуют, поют и рисуют на праздниках, но это не значит, что все они танцоры, певцы и художники. Только следующий этап — этап уже непосредственно профессионального, осознанного мастерства, мастерства, которое становится делом всей жизни.

Так и с детьми: до определенного возраста всем им свойственна тяга к танцами, пению и рисованию, они посещают разные кружки, и часто ярко проявляют себя в выбранном направлении. Это говорит прежде всего о нормальном гармоничном процессе развитии личности, можно условно сказать, что все дети в этом периоде талантливы. Наличие такого «детского таланта» норма для этого периода, а его полное отсутствие, выражающееся в крайней своей форме в нежелании или боязни рисовать, петь или танцевать — серьезный симптом неблагополучного пути развития.

Таким образом, по успешней творческой деятельности в сфере изобразительного искусства в период до 11-12 лет нельзя делать далеко идущие выводы о наличии у ребенка именно склонности к рисованию. Маленький художник может после 11-12 лет постепенно терять интерес к рисованию, переключаясь на другие сферы интересов.

Однако занятия изобразительным искусством с раннего возраста полезны всем без исключения детям: они помогут правильно сформироваться личности, развить вкус и фантазию, а тем, кто проявит интерес к художественной сфере и далее, эти занятия станут неоценимой первоначальной базой, которая позволит значительно легче осваивать предмет уже на более серьезном уровне.

4. Детское творчество не профессиональное, подойдут любые художественные материалы в любом сочетании.

Есть техническая дисциплина «сопротивление материалов», каждый раз невольно вспоминается об этом словосочетании при виде попыток ребенка на тонком большом листе нарисовать что-то кисточкой размера №1, сильно разводя водой давно засохшие остатки гуаши. К сожалению, эта плачевная картина довольно часто встречается как в школах, так и в студиях, и, разумеется, в домашней обстановке. В беседах о колоссальной важности качества и сочетаемости художественных материалов, часто звучит недовольное: «А почему эти краски и кисти не подходят? Это же краски и кисти, а не что-то другое!».

Вот образный ответ: «Представьте: замечательной хозяйке, мастерице дали кусок испорченного мяса и для разделки тонкий пластмассовый нож. Сможет ли она приготовить вкусное блюдо? А ведь пластмассовый нож — тоже нож, и в другой ситуации он мог бы подойти. И мясо, между прочим, когда-то было свежим. А обед все равно не приготовить, не смотря на все усилия хозяйки». К автору памятки не раз приходили дети, уверенные, что они не умеют рисовать, но 70-80 процентов проблемы удавалось решить на первых занятиях, просто показав, как правильно, в каком сочетании использовать качественные материалы:

Для работы гуашью необходимы жесткие кисти (щетина). Мягкие кисти (белка, колонок, пони) берут слишком много воды и имеют малую упругость, что не подходит при работе с такой плотной краской. Да, мягкие кисти иногда используют, например, профессиональные мастера росписи по дереву, но для достижения особых целей, и имея достаточный опыт.

Для работы акварелью, напротив, не подходят жесткие кисти — они берут слишком мало воды, и как следствие, акварель плохо разводиться и сами «подушечки» красок портятся от прикосновения жесткой щетины. Нужны мягкие кисти (белка, колонок, пони).

Следует так же иметь и полужесткие кисти, изготовленные из синтетики, они пригодятся для качественной проработки мелких деталей: ведь мягкие кисти лишены упругости, а жесткие — сформированного кончика, а зачастую требуется именно такое сочетание: упругий, но аккуратный кончик кисти.

Для аппликации из бумаги нужно брать клей-карандаш, так как ПВА делает тонкую цветную бумагу слишком мокрой — происходит ее деформация. Для аппликации из сыпучих материалов (песок, манная крупа), наоборот, необходим ПВА, так как клей-карандаш просто не сможет приклеить эти материалы к бумаге.

Фломастеры, карандаши должны быть хорошего качества, не пересохшие, с целым грифелем, поддающимся легкому затачиванию. Ластик не должен размазывать карандаш — этим грешат почти все красивые полупрозрачные и цветные изделия. Лучше всего зарекомендовал себя матовый, обычно белого цвета, так называемый ластик «со слоном».

Бумага для рисования гуашью должна быть плотной (ватман), а для акварели требуется специальная «акварельная», бумага для акварели подходит и для гуаши, но не наоборот — на скользкую поверхность ватмана акварель ложится плохо.

Краски гуашевые: из отечественных, самый стойкий, сохраняющий после высыхания цвет, пигмент имеет марка «Мастер-класс», подходит марка «Луч». Крайне нежелательно использование марки «Гамма» из-за низкого качества цветовых пигментов и «разбела» (добавления белил в основной цвет), превышающего норму. Например, яркий, насыщенный синий при высыхании превращается в белесый голубой, а на его поверхности могут появиться белые пятна, либо белый налет — следствие сильного разбавления краски белилами.

Краски акварельные, так же лучше выбирать отечественного производства: любой марки, но обязательно с пометкой «медовые». Крайне нежелательно использование сухих акварельных красок типа «таблетки» (подушечка краски не в специальной выемке, а приклеена на картон), особенно китайского производства. Такие краски плохо растворяются и практически не дают цвета на бумаге.

Пластилин нужен насыщенных цветов, имеющий хорошую пластичность. Рекомендуется пластилин марки «JOVI», как наиболее мягкий, но при этом держащий форму. Подходит отечественный пластилин марки «Луч», но при покупке обязательно убедиться в том, что он достаточно мягкий и не застыл от времени. Пластилин типа «Пчелка» и флуоресцентный слишком мягок, он «не держит» форму изделия.