Внеклассное чтение.

Мне очень нравятся проводить уроки внеклассного чтения. Интересно погрузиться в мир книг. Мне хочется, чтобы мои дети любили книги, мчались после уроков в библиотеку, чтобы продолжить начатый с автором разговор. Сейчас школьный урок — это не готовая схема, которая дается как данность и неоспоримость. Это что-то новое, где сам ученик может излагать свои мысли и делать попытки настоящего исследователя текста. Моя помощь в том, чтобы ребята сами открывали авторские приемы, давали оценку прочитанному произведению.

Тема: Произведения В. Осеевой, И. Крылова, Д. Родари.

Цели:

  1. Обобщить и закрепить знания учащихся об изученных, произведениях Осеевой, Крылова, Родари. Проверить понимание жанров и их отличительных особенностей.
  2. Развить устную речь, память, внимание, расширить читательский кругозор.
  3. Воспитать любовь к книгам, интерес к слову.

Оборудование: учебник «Литературного чтения» Кац Э.Э., выставка книг с произведениями В. Осеевой, И. Крылова, Д. Родари. Экран, проектор, презентация к уроку, листки к литературному диктанту (красного, зеленого, желтого цвета), карточки к таблице, тестовая работа, музыкальная заставка для физминутки.

Подготовка к уроку: дети повторяют прочитанные произведения, учат наизусть басни, рисуют рисунки к произведениям.

Ход урока.

1.Организационный момент

Сегодня у нас необычный урок, много интересных заданий и сюрпризов. Будьте внимательными, и вас ждет успех.

2.Атуализация

Опираясь, на задания литературного диктанта мы должны определить тему и цели нашего урока.

Литературный диктант.

Фамилия ________________________________

? ?
1.
2.
3.
I оценка II оценка
Самостоятельная работа

Литературный диктант.

Запишите слова первого столбика:

Джанни Родари, Валентина Осеева, Иван Крылов.

— обобщите, одним словом и озаглавьте столбик (автор)

Запишите слова второго столбика:

Квартет, Обидчики, Чиполлино

— обобщите, одним словом и озаглавьте этот столбик слов (произведения)

— соедините первый и второй столбик

Джанни Родари Квартет

Валентина Осеева Обидчики

Иван Крылов Чиполлино

— запишите жанр произведения (сказка, рассказ, басня)

</Проверка и первая оценка.>

3.Основная часть.

— Кто скажет, какова тема и цели нашего урока?

(Повторение прочитанных произведений, отметим характерные особенности жанра, и попытаемся определить, почему мы, взяли таких разных авторов и такие разные произведения, может их что-то объединяет?)

Теперь мы разделимся на группы в зависимости от цвета листа, на котором вы выполняли литературный диктант.

I-ой группе дается тестовая работа по творчеству В. Осеевой.

II-ой группе дается задание рассказать о творчестве Ж. Родари проинсценировав отрывок из сказки «О библиотечной мышке»

III-ей группе дается задание рассказать о творчестве И. Крылова. инсценировка басни «Собачья дружба».

Выступление ребят сопровождаются слайдами.

4.Физминутка

(музыка из фильма «Усатый нянь» ,слайды)

5.Повторение особенностей жанра

И так теперь повторим и обобщим наши знания. ( Работа с таблицей на доске, при ответах нужная информация появляется в виде карточек.)

--— В какой форме написаны эти произведения?
--— Чем выражена основная идея жанра?
--— Характерные особенности жанра?

басня рассказ сказка
Стихи
Проза
Проза Проза
Стихи
Мораль
Вывод
Поучение, крылатые выражения ставшие поговоркой
Главную мысль формулируем сами, вывод Пословицы.
Поговорки.
Главную мысль формулируем сами
Герои звери, под личностью зверей-люди. (недостатки, пороки) Вымышленные, реальные события. Герои люди. Говорящие звери, волшебные предметы, герои, вымышленные события (автор народ).

6.Самостоятельная работа.

А теперь проверим, я буду читать отрывок из произведения, а вы попробуйте определить автора, название, жанр.

Читается отрывок: «Погладила девочка щенка и говорит:
Был у меня петушок — я за него курочку взяла, была курочка — я ее за уточку отдала, теперь уточку на щенка променяла!
Услышал это петушок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал».
Проверка. (Осеева. «Сказка о злой девочке»)

7.Вывод урока.

— Какова главная мысль этого отрывка?
— Что объединяет эти все произведения?
— Что объединяет этих авторов?
— Что хотели донести нам авторы своими произведениями?
— Что мы должны понять?
— Вспомните пословицы о дружбе.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не нашел друга ищи, а нашел так береги.
Друг познается в беде.
Дружное братство лучше всякого богатства.
Один за всех и все за одного.

8.Итог урока.

Что понравилось?

Оценки за урок.

Домашнее задание: Шварц «Сказка о потерянном времени».