Почему именно музыка?

«Тот, у кого нет музыки в душе,
кого не тронут сладкие созвучья,
способен на грабёж, измену, хитрость.
Темны, как ночь, души его движенья,
И чувства все угрюмы…».
У. Шекспир

Еще много-много лет назад заботливые родители уделяли большое внимание эстетическому воспитанию своих чад. Тогда не было такого широкого выбора секций, кружков и студий, и молодые люди занимались танцами, рисованием и, конечно, музыкой. В наше время, в связи с огромной конкуренцией, музыке как особой области в образовании уделяется непростительно малое место. Родители зачастую не хотят загружать ребенка дополнительными занятиями, отдавая предпочтение тем, которые не требуют много времени. В настоящей статье будет предпринята попытка пусть не изменить существующее положение дел, но хотя бы немного повлиять на ход мыслей родителей при выборе занятия для их ребенка.

Прежде всего, стоит отметить, что данная проблема стала актуальной не в последние несколько лет, а намного раньше. Развитие телевидения, компьютерных игр и всемирной паутины не могло не повлиять на жизненный уклад наших детей, ведь естественно, что ребенок скорее «поиграет в компьютер», чем будет сидеть за фортепиано, тщетно пытаясь соединить двумя руками инвенцию Баха. Однако, как удалось выяснить виднейшим психологам не только России, но и всего мира, даже при отсутствии блестящего результата, полезного от второго действия будет намного больше.

Вопрос пользы от занятий музыкой занимал и занимает умы огромного количества ученых. Результатом их деятельности стали многочисленные статьи, монографии, диссертации, посвященные тому, как музыка может решить некоторые психологические проблемы детей. Одна из них связана с современной ситуацией нашего общества. Как отмечает один из передовых российских психологов, занимающихся музыкальной психологией и педагогикой, В.И. Петрушин, нервно-психологические перегрузки вызывают у наших современников — как взрослых, так и детей огромное количество негативных эмоциональных состояний, среди которых мы видим:

  • раздражительность и немотивированную агрессию,
  • страхи и фобии,
  • тревоги и беспокойства,
  • состояния апатии и депрессии [3, 38].

Особо опасными ученому видятся относительно новые психологические расстройства. Первое из них носит название алекситимия (неспособность адекватно распознать свои эмоции), второе — аддикция (или, попросту говоря, зависимость от какого-либо предмета или явления). Нередко причиной данных отклонений является неверное воспитание в раннем возрасте, а также, как бы это странно не звучало, недостаточное развитие правого полушария.

Согласно В.И. Петрушину «в современных школьных и вузовских учебных программах процесс обучения связан с запоминанием и обработкой логической информации. Говоря другими словами, учебная нагрузка ложится главным образом на левое полушарие головного мозга, обрабатывающее такого рода информацию. В ходе исследований было подтверждено, что подключение к учебному процессу бездействующего правого полушария [которое отвечает за обработку невербальной информации и воображение — А.Т.] даёт поразительные результаты» [3, 45]. Активно включая в образовательные программы занятия искусством, психологи всего мира не только способствуют повышению культурного уровня своих учеников, но и предупреждают развитие нежелательных последствий «одностороннего» развития их головного мозга.

В качестве доказательства В.И. Петрушин приводит опыт американских ученых. Несколько лет назад Джудит Бертон, Роберт Хоровиц и Халь Абелес провели эксперимент, направленный на активное внедрение в образовательную программу занятий искусством. В результате ученые пришли к следующему выводу: «узко сфокусированная программа, в которой нет предметов искусства или им уделяется недостаточное внимание, где участие искусства ограничено и проявляется спорадически, оказывают негативный эффект на развитие когнитивной компетентности и мыслительных навыков, а так же на развитие личности и ее отношения к жизни в целом» [3, 32]. Попросту говоря, без занятий искусством, ваш ребенок не сможет воспринимать и перерабатывать информацию, а также не сможет достигнуть гармонии с самим собой и окружающим миром. «Использование искусства в учебном и воспитательном процессе помогает решить большинство выше указанных проблем — подключить к процессу обучения правое полушарие, и тем самым повысить умственную активность учащегося, катарсически очистить его душевный мир от конфликтов, научить адекватным межличностным отношениям и навыкам саморегуляции, быть самодостаточным и независимым» [3, 44].

До этого речь шла о влиянии на ребенка занятий искусством в целом. Что же особенного может дать ему музыка? Ответить на этот вопрос пытались (и далеко не безуспешно) многие психологи музыки.

Область музыкальной психологии в настоящее время стала достаточно развитой, с обширной библиографией, диссертациями, опытами и экспериментами. Кроме того, со второй половины ХХ века начала активно распространяться музыкотерапия как особый психотерапевтический метод. В его основе лежит целительное воздействие музыки на психологическое состояние человека.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной форме пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, направленное на преодоление негативного психологического состояния. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, так как в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.

Все эти характеристики музыкотерапии как нельзя лучше подходят и для музыкального образования в том виде, как оно сложилось в нашей стране. Во время игры на инструменте, пения в хоре, участия в оркестре, ансамбле происходит активная музыкотерапия. Более того, перед исполнителями ставятся задачи более высокого уровня: не просто исполнить музыкальное произведение с целью эмоционального переживания, а исполнить его качественно, то есть в соответствии со стилем, характером произведения, тем самым развивая художественный вкус ученика. Пассивная музыкотерапия имеет место на занятиях по слушанию музыки, где дети могут не только познакомиться с лучшими образцами музыкальной классики, но и составить о них свое собственное впечатление, выразить его на бумаге. Этот метод, названный известным психотерапевтом из Геттингема, профессором Гансом Карлом Лёйнером «кататимным переживанием образов» основан на рисовании представляемых образов при прослушивании музыки [5, 184].

На занятиях по музыкальной литературе наряду с элементами пассивной музыкотерапии, происходит развитие логического мышления детей, памяти, а также эстетического вкуса. Не так давно одним из современных психологов и музыкальных терапевтов Германии Кристофером Рюгером была написана книга «Домашняя музыкальная аптечка», в которую вошли уже давно ставшие классическими музыкальные произведения разных эпох. Интересен тот факт, что большинство этих произведений входят в учебный курс музыкальной литературы. Приведем некоторые примеры.

Для уменьшения агрессии автор книги советует слушать оркестровую картину «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева; для преодоления депрессии, чувства одиночества и усталости — первую часть из Первой симфонии П.И. Чайковского; для преодоления бессонницы — пьесу К. Дебюсси «Лунный свет».

Как уже упоминалось, занятия музыкой приносят пользу не только эмоциональному состоянию ребенка, но и развивают его интеллектуально. Так, например, как справедливо отмечает профессор РАМ им. Гнесиных Д.К. Кирнарская, «занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба» [1, 57].

Кроме того, неоценимый вклад в умственное развитие ребенка вносит игра на фортепиано. Этот инструмент, оснащенный четкой иерархической структурой (например, октавы и входящие в них клавиши), как нельзя лучше влияет на способность к освоению компьютерных технологий. Это опять же подтверждается исследованиями виднейших ученых: психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления [1, 58].

Возможно, эти и другие доводы в пользу музыкального образования покажутся чересчур абстрактными, да и было бы странно ожидать незамедлительного результата от обучения музыке. Зато, когда Ваш ребенок начнет проявлять способности в области точных наук, гуманитарных дисциплин или просто станет интеллигентным, образованным и воспитанным человеком, вы смело сможете сказать, что большую роль в его формировании сыграла именно музыка.

Библиография

  1. Кирнарская Д.К. Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу // Музыкальная психология и психотерапия, № 6 (13). М., 2009.
  2. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М., 2004.
  3. Петрушин В.И. Что надо говорить учителям музыки своим депутатам, мэрам и губернаторам, чтобы они стали их уважать и платить деньги за их работу // Музыкальная психология и психотерапия, № 2. М., 2008.
  4. Рюгер К. Домашняя музыкальная аптечка // Музыкальная психология и психотерапия, №1. М., 2007.
  5. Хамель П.М. Через музыку к себе. Как мы познаем и воспринимаем музыку. М., 2007.