Специфические особенности работы концертмейстера в современных условиях

Я много лет работаю концертмейстером в различных детских коллективах. Среди них были солисты и вокальные ансамбли, хоровые и хореографические коллективы, в числе которых коллективы эстрадной песни, танцевальные коллективы, работающие в современных эстрадных направлениях, театральные студии. Я работала с инструментальными ансамблями, в числе которых коллективы, которые работают в различных жанрах, от народного до джазового.

В настоящее время очень популярными стали различные студии, работающие в современных эстрадных направлениях, театральные студии. Такие коллективы открываются на базе ДШИ, различных ДК и других учреждений дополнительного образования.

Однако, на мой взгляд, совершенно уникальным коллективом является детский театр песни «Планета.ru» московского Центра образования №118.

Знакомство с ним у меня состоялось на одном из международных конкурсов и очень заинтересовало своей оригинальностью и необычным подходом к образованию детей.

Этот коллектив представляет собой сплав из трех составляющих: вокала, хореографии и актерского мастерства. Такой комплексный подход очень здорово развивает детей, что и показывают результаты работы. За пятилетний период работы театр стал победителем многих международных конкурсов, записаны диски с концертными программами, спектаклями и театрализованными представлениями. Результат работы показал правильность выбора учебной программы, написанной художественным руководителем данного коллектива, опытным педагогом и очень грамотным хормейстером, заслуженным работником культуры РФ Р.И.Могилевской.

Работать в таком коллективе огромная удача, поскольку есть возможность раскрыть творческий потенциал и реализовать свои профессиональные навыки. Сделать это позволяют разнообразные формы работы, современный репертуар, яркие концертные выступления.

А теперь более подробно расскажу о специфических чертах работы концертмейстера в коллективе, как детский театр песни «Планета.ru».

Концертмейстер или аккомпаниатор наиболее распространенная профессия среди пианистов. Ошибочно думать, что концертмейстер второстепенная фигура в творческом процессе, что эта профессия не требует большого мастерства. Без концертмейстера не обходится ни один коллектив, будь он даже оснащен фонограммами и современной звуковой аппаратурой. В процессе разучивания музыкальных номеров всегда требуется поддержка концертмейстера. Многие навыки, которые приобретаются в процессе работы, помогают максимально ускорить процесс разучивания музыкальных номеров в спектакле или освоении песенного репертуара.

В первую очередь, необходимо умение подобрать мелодию и аккомпанемент на слух, «снять» ее с фонограммы; применить навыки импровизации, то есть играть простые стилизации на темы известных композиторов; без подготовки разработать тему в определенной фактуре.

Детям надо уметь показать знание основ вокального искусства: дыхания, артикуляции, нюансировки, постановки голоса.

При работе в классе хореографии очень важно играть «на слух», оторвавшись от нот, чтобы видеть танцоров и четко контролировать их действия. Подобрать вступление и окончание к музыкальному произведению, которые необходимы в учебном процессе.

Необходимо свободно читать с листа фортепианную партию, при этом четко определять партию солиста со всеми его стилистическими особенностями, чутко реагировать на любые неудобные для солиста эпизоды; задать нужный темп, характер и настроение, а часто — подсказать солисту слова, подыграть мелодию.

Концертмейстер должен уметь транспонировать мелодию и аккомпанемент в любую тональность, что одинаково полезно для инструменталистов-духовиков и вокалистов.

Кроме того, что концертмейстерская сфера музицирования предусматривает владение всем арсеналом пианистического мастерства, очень часто требуются навыки импровизационного аккомпанирования.

Различные жанры современной музыки, с которыми мне приходится сталкиваться на протяжении всей моей профессиональной карьеры, требуют навыков импровизации и аранжировки, поскольку многие песни не имеют клавира. Освоение фактурных формул различных жанров — жизненная необходимость в работе концертмейстера. Некоторые мелодии имеют ярко выраженный жанровый характер (народная песня, полька, вальс,баллада и т.д. ), где аккомпанемент вполне традиционен «бас-аккорд»,но многие современные мелодии основаны на четкой ритмизации фактурных формул, где совершенно необходимо владеть навыками исполнения современных эстрадно-джазовых стилей (свинг, босса-нова, и пр.).

Основным показателем удачной аранжировки является умение скомбинировать в одном произведении несколько формул одной фактуры, например, разнообразить куплеты, незаметно ввести в аккомпанемент элементы мелодии, что очень важно в работе с маленькими вокалистами. Поэтому надо собрать все воедино, умение найти правильную гармонию, помочь солисту в освоении стилистики произведения и сохранить при этом тонкость ансамблевого исполнения.

Очень важен в работе концертмейстера и психологический аспект. Выходя на сцену с юными артистами, опытный аккомпаниатор должен обладать быстрой реакцией, мобильностью, умением благополучно довести исполнение до конца при любой ситуации. Помочь маленькому артисту снять психологическое напряжение и максимально раскрыться на сцене.

Таким образом, в деятельности концертмейстера проявляется целый ряд специфических особенностей, которые и определяют успешную работу такого творческого коллектива, как детский театр песни «Планета.ru».

Именно здесь, работа для меня стала наиболее интересной и разнообразной!