Развитие игровой деятельности детей 2-3 лет

Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Не случайно Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития».

Игра — это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.

Игра не просто занятие, вид деятельности, форма освоения социального опыта, а одна из общих сложных способностей человека, определяющих его развитие. ( Платонов К.К.,1982 г.).

Игра характеризуется следующими особенностями:

  • игра — отражение ребенком окружающего мира;
  • игра — это совокупность разных действий, а не отдельного движения (например: лепка, рисование и т.п.);
  • она имеет общественный характер, поэтому может изменяться под воздействием новых социальных условий;
  • игра — это творческое отражение ребенком окружающего мира, так как они вносят в сюжет множество собственных задумок;
  • игра — этодемонстрация ребенком своих знаний, умений, навыков, их уточнение, закрепление, приобретение новых;
  • игра — это коллективная деятельность, дети взаимодействуют друг с другом;
  • игра — развивает все высшие психические функции ребенка.

Каждый ребенок открывает для себя такой большой и постоянно изменяющийся окружающий мир. Важно чтобы взрослые, находящиеся рядом постоянно «подпитывали» его познавательный интерес, расширяли его. Иногда является недостаточным просто рассказать ребенку о чем-либо, для наиболее полного понимания ребенком того или иного предмета или явления необходимо и поиграть, слепить, нарисовать, а возможно и послушать сказку, потешку и пр. Все это ведет к тому, что ребенок со временем, начинает наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять свойства и качества предметов; задавать больше вопросов «Что это?», «Почему?» и др.

Игра наиболее эмоциональна, красочна для детей раннего возраста. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д.Б.Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально — действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально — действенная ориентация в содержании человеческой деятельности. В период раннего детства процесс познания происходит эмоционально — практическим путем.

Воспринимать различные предметы для игры ребенок начинает ещё в конце первого года жизни, когда сам взрослый в процессе выполнения режимных моментов (умывание, купание, кормление и т.д.) начинает показывать различные игровые действия (малыш не хочет есть кашу, а мама побуждает его тем, что начинает кормить его любимую игрушку и эмоционально показывать, как ей нравиться эта каша и пр.). Ребенок с интересом смотрит, эта игра вызывает положительный настрой и эмоциональную отдачу малыша. В последующем он уже пробует сам играть, правда такая игра носит кратковременный характер и часто переходит в манипуляцию с этой игрушкой.

Большое значение в этом возрасте имеют игры с сюжетными игрушками, так как в них дети отражают свой накопленный социальный опыт. Взрослые знакомят детей с их первыми сюжетными игрушками, демонстрируют различные варианты действий. Конечно же, взрослый должен вызвать интерес к этой игрушке, к совершаемому с ней действию. В первую очередь, за счет этого формируется мотивация ребенка к игре. Чем больше взрослый показывает вариантов действий с игрушкой, тем со временем ребенок больше начинает сам проигрывать различных сюжетов, расширяя их. Надо сказать, что у маленьких детей вызывает огромный интерес все, что делают взрослые. В дальнейшем этот «особый интерес» ведет к развитию процессуальной игры. В таких играх ребенок отображает обычно те действия, которые совершаются взрослыми и переносят их на игрушки (пример: мама кормит ребенка, ребенок кормит зайку и пр.). Можно сказать, «игровое действие рождается не с воображаемой ситуации, наоборот, операция с действием вызывает игровую ситуацию».

На втором году жизни, дети начинают пользоваться предметами — заместителями. Конечно, первоначальное использование предметов — заместителей начинается только тогда, когда сам взрослый предлагает их для игры, присваивая им свой игровой смысл и разворачивая игровой сюжет с этим предметом. Только на третьем году жизни, ребенок начинает использовать предметы — заместители самостоятельно, придумывая новые, уже свои замещения, а не предложенные взрослыми.

Стоит сказать о развитии творческой (ролевой) игры. По мере развития игровой деятельности, малыши уже способны к принятию на себя определенной роли. Вспомним пример: мама кормит ребенка, а ребенок, в свою очередь, любимую игрушку — это и говорит нам о том, что ребенок принял на себя роль «мамы», но дети в раннем возрасте пока не способны ассоциировать себя с персонажами, роли которых играют. Эта способность возникает немного позже, в 3-4 года, когда ребенок называет себя мамой, папой, врачом и т.д., разворачивает сюжет, между персонажами появляются диалоги, в игру приглашаются сверстники.

Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения. В игре развивается знаковая функция речи. Кроме того, в игре развивается произвольное восприятие, внимание и память, наглядно — образное мышление.