Первый раз — в первый класс: кризис в жизни будущего школьника

Приход в школу – переломный, кризисный момент в жизни любого дошкольника. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь образ его жизни. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разным нормам и правилам школьной жизни, учиться общению с новыми взрослыми (учителями) и другими детьми(одноклассниками). При всех нововведениях ему надо добиваться устойчивых и стабильных результатов в учебной деятельности.

В 6–7 лет преобразуется личность дошкольника, его познавательные и умственные возможности, круг общения.

Именно в это период в поддержании ребенка одна из ведущих ролей должна принадлежать родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни дошкольника, внимание к его удачам и неудачам, обязательное и своевременное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогут ребенку почувствовать значимость своей деятельности, поспособствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности к себе.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех дошкольников. Только у одних он длится месяц, у других – одну четверть, а у третьих – тянется весь учебный год. Многое зависит в этот период и от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок к успешному обучению.

В связи в вышеизложенным, рассмотрим особенности психофизического развития детей 6–7-летнего возраста.

К 7 годам, по данным физиологов, кора больших полушарий головного мозга является уже в значительной степени зрелой. Однако, наиболее важные специфические отделы мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей данной группы ещё не завершили своего формирования.

Несовершенство регулирующей функции коры может проявляться в следующем:

  • дети легко отвлекаются, не могут долго сосредоточенно воспринимать информацию, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются;
  • мелкая моторика рук несовершенна – проявления в приемах овладения письменной речью и работе с инструментами (линейка, угольник, ножницы, циркуль);
  • внимание имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво;
  • произвольная память, основанная на применении специальных приемах запоминания, приемах логической и смысловой обработки информации не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций;
  • мышление – наглядно-образное, поэтому действия «в уме»даются с трудом;
  • поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, стоить свою деятельность в соответствие с поставленными целями и задачами.

Первоклассники, старше 7лет, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития. Поэтому они легче включаются в новую деятельность, успешнее осваивают требования программы. Но количество подобных случаев гораздо меньше в общей массе учащихся. Вследствие этого, чтобы будущий первоклассник чувствовал себя комфортно многое на этом пути принадлежит родителям.



Памятка родителям

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником, выражайте ежедневно свою заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и трудностям;
  • Обсудите новые нормы и правила, аргументировано объясните их необходимость и целесообразность;
  • Ребенок пришел в школу и имеет право на ошибки;
  • Не упускайте трудности, решайте их по мере возникновения. При необходимости не бойтесь прибегайте к помощи специалистов(логопедов, психологов);
  • Успех – это достижение. Любая похвала способна заметно повысить интеллектуальные достижения вашего ребенка;
  • В жизни вашего ребенка появился человек, более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнения ребенка о своем педагоге;
  • Учение – нелегкий и ответственный труд. Место для игры у него должно оставаться.

Ваша любовь, терпение и внимание сделают в будущем вашего маленького школьника уверенным, успешным и целеустремленным взрослым!