Здоровьесберегающие технологии в работе школы
Содержание статьи:
- Здоровьесберегающая среда
- Деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания
- Организация рационального питания
- Физическое воспитание и двигательная активность
- Психолого-педагогические факторы в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства
- Отсутствие психологических перегрузок, обеспечение психологической безопасности
- Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе
- Дополнительное образование
- Всемирный День здоровья
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а непросто отсутствие болезней или физическихдефектов.
(Всемирная организация здравоохранения)
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.
Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).
Здоровьесберегающая деятельность в нашей школе осуществляется в соответствии с планом по оздоровлению и формированию здорового образа жизни, критериями СанПиНа, нормами утомляемости, нормами учебного плана, принципами здорового образа жизни и включает в себя следующие пункты:
• Соблюдение гигиенических требований
• Соблюдение качества питьевой воды и питания учащихся
• Физическая активность школьников в период их пребывания в школе
• Организация образовательного процесса по принципам здоровьесбережения
• Создание благоприятного психологического климата в школе
• Создание благоприятного экологического климата на территории школы
• Снижение заболеваемости школьников и педагогов
• Грамотность школьников и педагогов по вопросам здоровья
• Внеклассная и внеурочная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Здоровьесберегающая среда
В рекреации второго этажа расположен прекрасный зелёный уголок, созданный руками учителей, учеников и их родителей. Начинали с малого — с нескольких растений. Постепенно уголок разрастается, ребята ухаживают за растениями. Зелёный уголок является излюбленным местом отдыха учащихся нашей школы.
Рекреации в школе используются для реализации двигательного режима, коридоры украшены тематическими стендами, детскими рисунками, растениями.
Музыкальные звонки оказывают позитивное воздействие на нервную систему ребёнка.
Для обеспечения питьевого режима в классных комнатах установлены кулеры для экологически чистой бутилированной воды.
Деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания
В школе имеются медицинский, процедурный кабинеты. Медицинская служба решает следующие задачи:
• контроль за нормами и требованиями школьной гигиены;
• ранняя диагностика и профилактика заболеваний;
• диспансеризация учащихся в районной поликлинике;
• доврачебная помощь;
• пропаганда здорового образа жизни;
• проведение профилактических прививок.
Медицинский, процедурный кабинеты оснащены необходимым инвентарём и лекарственными средствами.
В школе постоянно действует санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим — регулярно проводятся влажные уборки, генеральные уборки, соблюдается режим проветривания .
Сотрудники медицинского кабинета систематически проводят беседы с детьми и родителями о необходимости прививок, соблюдении мер гигиены, закаливания: для родителей — «О пользе прививок», «Об аллергии у детей»; для учащихся — «О личной гигиене», «О правильном и рациональном питании», «О санитарно-эпидемиологическом режиме».
Ежегодно проводятся диспансеризация в поликлинике № 44. Диспансеризация проводится согласно графику и по возрастам: 2 класс — 8 лет; 4 класс — 10 лет; 6 класс — 12 лет; 9, 10, 11 класс. В случае необходимости отдельные учащиеся школы направляются на консультации к специалистам. По результатам полученного заключения проводится разъяснительная работа с учащимися и их родителями, контролируется выполнение рекомендаций специалистов.
Для каждого ребёнка создан Паспорт здоровья.
Организация рационального питания
Сотрудниками школы разработана и реализуется программа производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации школьного питания.
Энергетическая ценность и сбалансированность рациона питания в соответствии с возрастными особенностями развития рассчитывается технологом ГУП ОКШП СВАО и утверждается главным врачом. Питание в школе двухразовое (завтрак, обед); оно полноценное и сбалансированное. Основное требование к содержанию питания — соотношения белков, жиров и углеводов, что соответствует энергозатратам детей и нормам СанПиН.
Осуществляется постоянный медицинский контроль за соблюдением личной гигиены и современном прохождении медосмотров сотрудниками пищеблока. Строго соблюдается питьевой режим.
Разнообразие в питание вносит работа школьного буфета с широким ассортиментом соков, выпечки.
В школе реализуется программа «Чистая вода», соблюдается питьевой режим, используется адаптированная для детского питания вода. Кулеры расположены в классных комнатах школы, в спортивном зале, столовой.
Физическое воспитание и двигательная активность
помогают формировать у учащихся здоровый образ жизни, устойчивый интерес и тягу к физическому самоусовершенствованию. Успехи зависят от правильного сочетания различных форм занятий, средств и методов. Улучшение физического здоровья возможно посредством цикла мероприятий физкультурно — оздоровительного, общеукрепляющего, спортивного характера. Всё это способствует повышению функционального состояния мышечной системы, формированию здоровой осанки, увеличению резервов сердечно — сосудистой системы, органов дыхания и закалённости организма.Физическое воспитание и двигательная активность в школе в режиме учебного дня осуществляется в самых разнообразных формах. Центральное место занимает урок физической культуры; в него включаются разнообразные упражнения, оказывающие разносторонне коррекционное воздействие на организм детей, широко используются строевые, общеразвивающие, коррекционные упражнения, разновидности бега и прыжков. Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни проводится на каждом уроке в виде бесед.
В школе созданы условия для удовлетворения потребности детей в движении, организованы физкультурно — оздоровительные мероприятия:
1. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
проводится перед началом учебных занятий, в 8.20. Это одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Она заряжает ребёнка энергией и бодростью на предстоящий день. Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья.
2. ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КРУЖОК
бальные танцы;
3. ДНИ ЗДОРОВЬЯ
в их подготовке и организации активное участие принимают ученики, родители и педагоги.
4. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ.
5. СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
внутри школы проводятся по графику.Большое внимание в школе уделяется мониторингу здоровьесберегающей деятельности — комплексному системному изучению состояния здоровья школьников, и в частности, ведётся работа по мониторингу физической подготовленности обучающихся. Программа мониторинга позволяет отслеживать динамику уровня физической подготовленности каждого ученика, учебной группы. Предложенные технологии позволяют также объективно и регулярно оценивать здоровьесберегающую направленность учебной дисциплины физическая культура и её динамику изменений, на основе которой обеспечивается дифференцированный подход в обучении.
Психолого-педагогические факторы в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства
Отсутствие учебных перегрузок:
Основные объекты внимания администрации и учителей школы в аспекте здоровьесбережения — учебная нагрузка учащихся (предотвращение перегрузок), создание условий для получения учащимися достаточной физической и двигательной нагрузки, грамотное использование ТСО, содействие рациональной организации режима для школьников.
Показатели рациональной организации учебного процесса в ГОУ СОШ N 297:
• объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий в соответствии с возрастом учащихся;
• нормирование нагрузки от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
• занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, подвижные игры на переменах, прогулки, уроки физической культуры; спортивные занятия (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
Отсутствие психологических перегрузок, обеспечение психологической безопасности
Психологические перегрузки у ряда детей могут быть связаны с особенностями индивидуального развития. Для того, чтобы предупредить подобные ситуации, в нашей школе проводится психологическая диагностика по выявлению данных групп учащихся для последующей педагогической коррекции учебного процесса .
Формирование эмоционально благополучной среды в урочной и внеклассной деятельности поддерживает спокойные отношения между учащимися и педагогами.
Физкультминутки на уроках
Урок в первом классе длится 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью детского внимания.
Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе
Деятельность педагогического коллектива школы на протяжении ряда лет ориентирована на изучение, разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий.
В результате многолетней работы педагогического коллектива ГОУ СОШ N 297 по здоровьесбережению, выработан ряд гигиенических показателей, характеризующих урок:
• оптимальные гигиенические условия в классе;
• средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
• разнообразие видов, форм и методов преподавания;
• наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы творческого самовыражения учащихся;
• место и длительность применения технических средств обучения;
• физкультурные минутки и оздоровительные паузы;
• наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
• психологический климат на уроке;
• темп и особенности окончания уроков.
Дополнительное образование
Физкультурно — оздоровительное направление
Все программы данного направления позволяют решать задачи физического воспитания, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное — воспитывают личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.
Художественно – эстетическое направление
Учебные программы направлены на развитие нравственных и эстетических качеств личности, творческих способностей.
Научно – техническое направление
Цели и задачи проектной деятельности — осуществлять межпредметные связи в процессе обучения; расширять знания детей по темам окружающего мира, истории, москвоведения; развивать пространственное воображение детей, мелкую моторику кистей рук; воспитывать трудолюбие, старательность, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Всемирный День здоровья
Ежегодно в апреле в нашей школе проводится «Месячник здоровья». Традиционно он начинается с «Всемирного Дня здоровья» — общешкольной зарядки и хорошего настроения. В программу включены классные часы, беседы, выпуск стенгазет, спортивные игры, работа с Паспортом здоровья, конкурсом рисунков. А заканчивается «Веселыми стартами», победами, грамотами и призами!