Можно я останусь дома?

Можно я останусь дома?

Услышать утром от ребенка «Не пойду сегодня в школу» случается каждой маме. И тут важно понять, в чем причина каприза. Если это небольшое переутомление, день отдыха все исправит. Но вдруг ему там действительно плохо? Обижают, придираются? Тогда проблему надо решать, и без вашей помощи не обойтись.

С Илюшкой что-то происходит, – жалуется моя подружка, а по совместительству мама первоклассника. Вообще-то ее сынуля как заговорил в полтора года, так с тех пор и не закрывает рта. И вдруг, как выясняется, подозрительно затих и из школы приходит какой-то вялый. А мама – женщина занятая – еще и внимание на метаморфозы обратила не сразу. И зря. Психологи предупреждают: малыши не всегда способны подыскать нужные слова, чтобы выразить свои чувства. А ведь причин для детских переживаний, связанных со школой, может быть немало. Причем вне зависимости от возраста ученика.

Проблема № 1: трудности с учебой

— Недавно мама привела ко мне сына-второклассника и рассказала, что его совершенно затравили в классе из-за проблем с математикой, – рассказывает кандидат психологических наук Эльвира Александровская. – Понятно, мама не психолог, поэтому о таком диагнозе, как дискалькулия (это когда нарушаются функции определенных участков мозга, и человек путается в цифрах), просто не слышала. Но вот в том, что у ребенка проблемы с обучением – именно ее вина. Если бы она показала мальчика специалистам еще лет в 5, дискалькулию обнаружили бы уже тогда, вовремя начали бы лечение, и многих школьных проблем удалось бы избежать. Начальные классы – главный период в школьной жизни. Он во многом определяет ситуацию всех будущих лет учебы. И если ребенок в начальных классах привык быть неуспешным, проблем в будущем ему не избежать. Вот представьте себе ситуацию: вы ходите на работу, где начальник вас каждый день хоть раз, да отругает. Да взрослый в конце концов просто уволится! А что делать ребенку? Он начинает протестовать. Либо активно: «Все, что есть в этой вашей дурацкой школе, мне не нравится!» Либо пассивно – прогуливает уроки. Или может начать беспрестанно болеть – легальная возможность остаться дома.

Чтобы ребенок уверенно себя чувствовал в школе, надо:

  1. В 5 лет показать его, как минимум, логопеду, чтобы исключить возможные нарушения развития (кого, кроме логопеда, следует посетить, читайте в «ЗШ» № 1/2011 «Готовь сани летом, а обменную карту – зимой»).
  2. Записать дошкольника на подготовительные курсы – они помогут выявить соответствие способностей ребенка и программы обучения конкретной школы. К слову, курсы независимые, вне конкретной школы, за будущее ребенка в общем-то не отвечают. И не факт, что они сформируют необходимые для учебы функции.
  3. Не отдавать в 1-й класс очень рано, особенно это касается мальчиков. Школа требует от ученика полной перестройки поведения: необходимо привыкать к ограничению свободы, соблюдать строгий распорядок, подчиняться чужим людям. Не все дети в 6 лет готовы отсиживать 40 минут на одном месте, поднимать руку, прежде чем задать вопрос, и т. п. И все эти функции, отчасти социальные, у мальчиков формируются немного позже.
  4. Оценить собственные возможности. Модные программы обучения (Занков, Петерсон и иже с ними), как правило, предполагают большее, чем мы привыкли, участие родителей в процессе обучения. Вы готовы к этому?
  5. Научить ребенка учиться. Да-да, чаще всего это тоже задача родителей! Например, объяснить, как делать уроки: как организовать пространство, с какого предмета начать. Плюс содержание работы: прочитать задание вслух, выполнить, проверить самому, дать проверить маме. Родители обязательно должны интересоваться домашней работой. Ведь если маме неинтересно, то и ему не надо. Позиция «Он уже большой, зачем же я буду вмешиваться?» неправильная. Вмешивайтесь! В каторгу домашнее задание превращать ни к чему, но контроль необходим, причем и в старших классах тоже.
  6. Дозировать нагрузки. Вот вам пример: девочка в начале года пришла в школу, полная познавательного интереса, а к 3-й четверти глаза потухли. Ведь ее мама твердо решила вырастить гармоничную личность и не хотела жертвовать ни музыкой, ни шахматами, ни спортом. Перегрузки сказываются неизбежно, особенно на детях, у которых были родовые травмы. В итоге происходит иммунный сбой и пропадает желание делать что-либо.
  7. Помочь ребенку найти в классе друзей. Должен быть хотя бы один друг, чтобы при входе в школу было кому сказать: «Привет! Как дела?» И родители должны работать в этом направлении: устраивать домашние праздники и приглашать детей из класса. Организовывать походы и т. п.

Причина № 2: конфликт с одноклассниками

Недавно в 5-м классе одной из сибирских школ на перемене трое мальчишек спустили содержимое портфеля четвертого в унитаз. История, в общем-то, типичная: в каждом классе есть свои угнетатели и свои угнетенные. Нетипичной была только реакция родителей пострадавшего: они ворвались в класс на перемене (учительница как раз куда-то вышла), выстроили детей вдоль стены и отчитали с применением ненормативной лексики. Чем еще больше настроили их против своего сына.

— Конфликты с одноклассниками могут сделать пребывание ребенка в школе невыносимым, – констатирует Надежда Болсуновская, программный координатор городского методического объединения психологов Красноярска. – Почему дети становятся изгоями среди сверстников? Причин немало. Я знала девочку, которая, стоило ее хоть немного задеть, начинала рыдать. Понятно, что одноклассники быстро поняли, как можно развлечься за ее счет. Бывает, ситуация заходит так далеко, что без помощи специалистов уже не справиться. Но есть несколько простых правил для родителей, которые помогут не допустить беды.

Нельзя ни в коем случае:

  1. Устраняться от школьной жизни вовсе. Хотя бы иногда все-таки стоит общаться с классным руководителем, чтобы убедиться, что у ребенка все нормально. Вне зависимости от возраста детей.
  2. Проявлять гиперопеку. Например, забирать детей из школы, когда их сверстники уже давно самостоятельны. Или устраивать собственные разборки с обидчиками.
  3. Отрицать очевидные трудности: мой ребенок, кто бы что ни говорил, хороший. Это все остальные неправы!

Непременно нужно:

  1. Говорить о том, что тревожит, с классным руководителем и школьным психологом. Они видят ситуацию изнутри, и их помощь и советы могут быть очень полезны.
  2. Обсуждать проблему с ребенком и придумывать тактику «поведения вразрез». Например, история про плачущую девочку имела счастливый конец. Помогли, правда, не родители, а подружка. Именно она – сама! – придумала: надо выработать обратную реакцию. Потом девчонки старательно репетировали. И когда в очередной раз к страдалице стали приставать, она в ответ вдруг рассмеялась. Обидчики были обескуражены. И отстали.

Сомнительно:

Переводить из школы в школу. Ведь там все равно придется отвоевывать место под солнцем.

Причина № 3: конфликт с учителем

Урок английского. Учитель вызывает Таню. Девочка медлит, потом неуверенно начинает что-то отвечать… — Опять не готова? Садись – два! Ты не Беспалова, а настоящая Безголовова! Дети хохочут, хоть шутка учительницы и не нова.— Сами делайте свои задания! – кричит Таня и выбегает из класса. Уже в учительской англичанка скажет коллеге: «С этим ребенком по-другому нельзя». А позже признается психологу: «Ну, не люблю я ее! Как увижу – прямо трясет».

Вообще-то Таню любить непросто: девочка расторможенная, не очень сообразительная. Да еще из тех неуверенных в себе детей, которые, если что-то не получается, просто откладывают учебник в сторону. Конечно, учителю не полагаются такие странности, как неприязнь к ученику. Но бывает. Чаще, кстати, недолюбливают мальчиков. Психологи объясняют это тем, что большинство учителей – женщины. И многие из них одиноки или покинуты мужьями. Все это ведет к подсознательной антипатии по гендерному признаку. И мальчики попадают не только под косые взгляды, но и под оскорбления. Что недопустимо всегда, но особенно – в начальных классах, когда грубое слово учителя – приговор для самооценки.

Что делать маме?

  1. Идем к учителю, чтобы в личном разговоре выяснить все его претензии.
  2. Если не удалось найти общий язык с учителем, отправляемся к завучу. Обычно на этом этапе проблема как-то решается: путем перевода в другой класс или смены педагога. Дело в том, что любая жалоба родителей в управление образования – повод для последующих проверок. Так что огласки никто не хочет.
  3. Не забудьте зайти к школьному психологу. Общими усилиями – каждый со своей стороны – наверняка удастся проблему решить.

Сложнее, когда ребенку на уроках просто скучно. Учитель, который не дотягивает до уровня ученика, – явление, увы, не столь редкое. В некоторых школах Красноярска, чтобы избежать подобных ситуаций, ведется мониторинг отношения учеников к предметам. Таким образом отслеживают, насколько комфортна образовательная среда для ребенка. По результатам, хочется верить, принимают меры. Вариант – перевести способного ребенка по проблемному предмету на экстернат. А вот что касается семейного обучения, то психологи сходятся в одном: в начальной школе оно еще возможно. Но дальше – не стоит. Дело в том, что к 3-му классу формируется структура детского коллектива: лидеры, друзья лидеров и те, кто на периферии (кстати, чем лучше учитель, тем меньше «периферийных» детей). И потом в эту структуру домашнему ребенку очень сложно будет встроиться. Чем позже – тем сложнее. «Назовите 10 хороших качеств вашего ребенка!» – просит психолог, к которому мама привела сына. Мама растеряна: она вроде пожаловаться пришла. И как раз на его недостатки. Это главный источник проблем: мы слишком нетерпимы к детям. И сами все портим. Не верите? Вот только два совершенно реальных примера.

Причина № 4: просчеты родителей

Мама мечтает, чтобы дочка-первоклассница идеально выписывала все буквы. Для тренировки купила тетрадь формата А4 и заставляет ребенка каждый день исписывать 10 страниц: весь алфавит – снова и снова. При этом на то, как буквы выписывают (с чего начинают, как соединяют) – ноль внимания. В итоге ненависть к письму и неправильное написание в комплекте. Из той же серии – вырывание листочков и переписывание тетрадок.

Родители тревожатся: дочка-восьмиклассница впала в депрессию и отказывается ходить в школу. А ведь всегда училась только на отлично! В чем проблема? Даже психолог не сразу докопалась. Выяснилось, что у ребенка две четверки в четверти намечаются. Согласно установкам родителей, это позор. В итоге ребенок, вместо того чтобы радоваться собственным успехам, постоянно сравнивает себя с окружающими. И рыдает: «Я просто не могу идти в школу после этого!» Такая зависимость, между прочим, не менее опасна, чем алкогольная или наркотическая.

— Все эти истории объединяет общая беда: отсутствие контакта родителей и детей, – уверена психолог Эльвира Александровская. – А чтобы его наладить, надо с раннего детства проводить вместе как можно больше времени. — Полезно и такой семейный ритуал ввести, – подхватывает психолог Надежда Болсуновская. – За ужином, перед сном – время выбирайте сами – поделитесь впечатлениями от прожитого дня: «А у меня сегодня было…», «Это насмешило…», «А это расстроило…»

Обратите внимание

Если ребенок решился довериться, вне зависимости от содержания его рассказа, будьте любезны проявлять сдержанность и спокойствие: не надо вскидываться и делать большие глаза. Достаточно один раз дать понять, что откровенность ведет к дополнительным проблемам (он набрался смелости рассказать, что получил двойку или порвал штаны, а в ответ – лекция на час), больше на нее не рассчитывайте. Поймет раз и навсегда: лучше б не говорил! Кстати, а вы-то можете сходу назвать 10 хороших качеств своего ребенка?

Запрещенные фразы

— Так я и знала!
— Сам натворил – сам и разбирайся!
— Что ты меня ерундой грузишь?
— Все твои предки учились на отлично, и ты не должен нас разочаровывать!
— Сам попроси учителя с тобой позаниматься (ребенок обычно боится учителя, предмет которого не понимает, и избегает лишний раз с ним встречаться).

Завершая тему…

…А с сыном моей подружки Илюшей все оказалось просто. В конце концов, он сам признался маме (по секрету!), что ему очень нравится одна девочка в классе. Но она совершенно не замечает его ухаживаний, вот он и переживает. И мама, конечно, не отмахнулась, не рассмеялась, а очень серьезно и сочувственно его выслушала. Но это уже совсем другая история.