Да здравствует свобода!

Нет, мы не о свободе идти куда вздумается или делать то, что хочется, – хотя, конечно, в каникулы самое время… Речь пойдет о свободе двигаться именно так, как нам нужно. И, как следствие, легко учиться тому, что мы хотим или должны освоить.

Нелепо думать, что, закончив школу или институт, мы перестаем учиться. Всю жизнь, даже став взрослыми, мы чему-нибудь учимся – покупать билет на самолет, приглашать друзей в гости на праздничный ужин, менять работу, отстаивать себя в споре, да мало ли еще чему. Можно, однако, заметить, что для одних людей это происходит как бы само собой, легко, без напряжения, почти незаметно для них самих, так что даже назвать этот процесс «обучением» можно с большим трудом. Тем не менее есть люди, для которых любое новое дело сопряжено с такими трудностями, что и начинать его боязно. В чем же здесь дело?

Одна из возможных причин в том, что у таких людей недостаточно телесного ресурса для успешного и быстрого обучения. «А в чем состоит ресурс нашего тела в приложении к проблеме обучения?»– спросит дотошный читатель. Оказывается, чем выше наша способность двигаться, тем больше наш потенциал к обучению. И здесь речь идет не столько о количестве, сколько о качестве движения.

Хватать – это полезно

Да, движения бывают качественно разные. Они формируются на основе врожденных рефлексов младенца и поначалу хаотичны и непроизвольны. Например, возьмем хватательный (обезьяний) рефлекс.

Суть его в том, что в ответ на поглаживание ладошки пальцы сгибаются и захватывают предмет. Иногда ребенок держится за предмет или палец так крепко, что его можно даже приподнять. Перед кормлением хватательный рефлекс выражен значительно ярче, причем процесс сосания усиливает его. Но то, что малыш при сосании продолжает рефлекторно сжимать материнскую грудь, впоследствии подготавливает мышцы ладони к сознательному захвату и удержанию. К трем-четырем месяцам жизни этот безусловный рефлекс трансформируется в более сложную схему движения – ребенок начинает хватать игрушки. Поначалу неумело, сразу двумя руками. А с четвертого по шестой месяц, активно трогая и изучая свои ладошки, использует уже хорошо освоенную на телесном уровне схему захвата: целенаправленно тянется за игрушкой и с удовольствием не только захватывает и удерживает ее, но и отпускает, чтобы снова проделать это движение.

Многократные повторения, тренировки – и эта схема движения осваивается малышом настолько, что он может целенаправленно и осмысленно осуществлять желаемое действие. Такой рефлекс называется интегрированным. Чем больше схем движения мы освоили в детстве, тем больше наши возможности при обучении.

Такие важные схемы

Какие вообще бывают схемы движений? Например, гомологическая: ребенок постепенно учится координировать движения верхней и нижней части туловища, связывая движения рук и ног. Она возникает уже в первые месяцы жизни и полностью интегрируется к году. На уровне же мозговых структур простраиваются нейронные связи между верхними и нижними отделами мозга, без которых мы не смогли бы переживать и выражать свои эмоции, быть организованными и сосредоточенными.

Другие схемы движения развиваются, когда ребенок учится балансировать, тренируя вестибулярный аппарат и развивая мышечное чувствование положения тела в пространстве. Связь передних отделов коры и задних отделов мозга дает нам возможность объективного восприятия мира и своего места в нем. Контрлатеральные (перекрестные) схемы движений формируют связи между правым и левым полушарием мозга, которые позволяют нам читать, писать, общаться, чувствовать и думать одновременно, ставить цели и осуществлять задуманное.

Лишние усилия – не гарантия успеха

А вот если ребенок двигался недостаточно, рефлекторная схема движения будет не вполне усвоена мозгом, и воспроизводиться будет как последовательность определенных действий в ответ на стимул. Те, кто учится водить автомобиль, нередко жалуются на такую трудность – при повороте головы в сторону руки, сжимающие руль, двигаются в ту же сторону. Движения головы и рук как бы накрепко связаны между собой. Стрессовая ситуация мешает нам произвольно управлять своим телом.

Рассмотрим пример этого же неинтегрированного движения у школьника: стоит ему повернуть голову вправо, как автоматически вытягивается правая рука, а левая – сгибается. Освоить письмо при этом очень сложно. Ведь при повороте головы во время письма направо рука будет автоматически выпрямляться. Поскольку писать в такой позе совершенно невозможно, придется держать руку согнутой за счет чрезмерного напряжения мышц плечевого пояса.

В результате такого стресса выразить мысль на бумаге становится нелегко: рука быстро устает, ручка рвет бумагу, о почерке и говорить не приходится.

Поэтому если вы хотите развить навыки мышления, учиться легко и радостно, помочь себе и своему ребенку, выполняйте свободные движения, которые мы начинаем публиковать с 2011 года с первого номера журнала. Упражнения включают в себя все базовые схемы движений, способствуют интеграции тех рефлексов, которые были по каким-то причинам не в полной мере освоены. Обратите внимание на возможные трудности. Если они возникли – не отступайте, а тренируйтесь, помогая своему мозгу установить новые связи. Поздравьте себя с даже маленькой победой: переживание радости, успеха вырабатывает специальные химические вещества, которые улучшают работу мозга и помогают нам учиться.

Рисунки: Наталья ЛЕВШИНА