Восторг

№ 1, 2011
Рубрика: Азбука чувств
Восторг

Чем больше жизненный опыт, тем реже посещает нас чувство восторга… А детям мы говорим: нечего бурно радоваться, как бы потом плакать не пришлось. Так мы хотим уберечь их от разочарования. И очень зря: ведь именно действенный восторг, восторг победы, восторг от себя и других в деле, от прекрасно написанной картины, прочитанной книги помогает нашим детям творить, выбирать профессию по душе, отстаивать свою точку зрения, увлекать людей за собой, ценить и уважать способности других.

Человек, склонный постоянно восторгаться всем на свете, вызывает несколько скептическое отношение. В избыточном восхищении всем и вся действительно нет подлинного восторга, это скорее попытка скрасить себе жизнь, сделать вид, что проблем не существует. Другое дело – когда чего-то добился, сам или в команде победил в соревновании, в спортивном матче, отлично выполнил трудное задание. Умение почувствовать действенный восторг позволяет освободиться от рутины, скучных рациональных действий, пустых и неинтересных поступков. Впрочем, в школе модно быть скорее скептиком, посмеиваться над чужими достижениями, талантами и успехами. Там лучше быть как все, чем выделяться из общей массы одноклассников. Так постепенно разрушается умение видеть в происходящем удивительное. Скептическое отношение к восторгу убивает умение находить в обыденных делах элемент игры, частичку счастья, так необходимую человеку в его реальной жизни.

Изобрести велосипед

С тринадцати лет Витя увлекался горным велосипедом, вместе с друзьями путешествовал, чинил велосипеды, соревновался, горел этим. Но родителям показалось, что велосипед мешает учебе, подготовке к экзаменам, и они категорически запретили это увлечение. Наверное, Витя мог отстаивать то, что ему интересно, мог спорить, мог, в конце концов, и продолжить «изобретать велосипед» тайком от родителей… Но он, хоть и без охоты, подчинился. К психологу на прием мама привела сына через год, когда он учился в десятом классе, с жалобами, что Витя ничего не хочет делать, безынициативен, не читает книг, домашние задания выполняет будто из-под палки. Ничто ему не интересно. Скучный какой-то. Надо готовиться к институту, но Витя не верит, что поступит. Родители обесценили, выбросили, как мусор, из его жизни увлеченность спортом, умение преодолевать себя и добиваться победы. А ведь именно увлеченность каким-нибудь делом позволяет подростку почувствовать опору в себе, восторг преодоления трудностей. По сути, запрос семьи и был на возвращение жажды победы, чувства восторга от себя. Потому что ощущение своей способности побеждать трудности, преодолевая лень, хандру, усталость ради отлично сделанного дела и живой игры, – мощный ресурс.

Ура, я победил!

Великий травмотерапевт Питер Левин в книге «Пробуждение тигра – исцеление травмы» пишет о том, как успешное прохождение тяжелого испытания и ощущение восторга победы позволяет человеку в дальнейшем пользоваться этим опытом для решения других сложных проблем, возникающих на жизненном пути. У 10-летнего Сережи больное сердце. Он не может вместе с одноклассниками прыгать, бегать, играть в активные игры. Его мама всегда волновалась, не стал бы он изгоем в классе, а тут еще операция, без которой ухудшение здоровья неминуемо… Чтобы помочь сыну справиться с ситуацией, обратились к психологу. И говорить стали не об операции, а о том, что станет возможно после выздоровления, – о мечте скатиться на скейтборде с опасного трамплина. Приняли совместное решение готовиться к прыжку. В деталях проговаривали, что он чувствует, когда может преодолеть себя. И Сережа был рад ощутить восторг этой победы. Это стало для него ресурсом, он поверил в свои силы, в себя. Начал ощущать, что подготовка к операции и сама операция – только временный этап, впереди жизнь с восторгом от новых побед, а это очень сильный довод. Именно он позволил мальчику подготовиться к операции и успешно восстановиться после. Что делать и как? Если вам важно воспитать у ребенка целеустремленность, самоуважение и веру в себя, умение отстаивать свою точку зрения, следуйте этим советам:

  • Не запрещайте. Если ребенок увлечен важным для него делом, пусть даже оно не кажется очень важным вам, не спешите «наводить порядок».
  • Поддерживайте и не обесценивайте. Увы, родители часто считают: если ребенок не занимается спортом профессионально, не шьет одежду, как кутюрье, не рисует, как настоящий художник, – на эти занятия не стоит тратит время, его и так не хватает на учебу. Но ведь если человек чувствует себя успешным в своем увлечении, то это чувство восторга от себя-победителя поможет ему выдержать и серьезные испытания при подготовке к экзаменам, и выстроить отношения со сверстниками и педагогами, и решать другие серьезные и важные задачи. Нужная фраза: «Целеустремленность и воля, которые ты почувствовал, занимаясь любимым делом, помогут тебе и при подготовке к экзамену и другим важным делам, которые необходимо решать в школе».
  • Не выбрасывайте то, что смастерил ваш ребенок, даже если вы не понимаете, что это такое. Но научите его находить своим поделкам место – со временем он сам научится сохранять только самые важные.
  • Спрашивайте, что он хотел выразить своим произведением. Дайте ребенку почувствовать ваше уважение к его восторгу. Пусть он знает, что ваше родительское сердце слышит его удовольствие и радость.