Чувство собственного достоинства

Чувство собственного достоинства

Каждый родитель хочет, чтобы у ребенка было чувство собственного достоинства. Но для этого необходимо, чтобы сами мамы и папы им обладали. Чувство проявляется самоуважением, адекватной самооценкой, уверенностью в поступках и принятии решений. Оно предполагает отношения на равных с самыми разными людьми, умение спокойно, без агрессии отстаивать собственное мнение.

Воспитание достоинства начинается буквально с рождения ребенка и напрямую связано с системой семейных ценностей, стилем поведения близких людей. Важно, чтобы взрослые проявляли к друг к другу, а также к сыну или дочери теплоту, нежность, уважение. Чтобы в семье не было места издевкам, унижению, пренебрежительному отношению.

Не кричите, я не согласен!

Приведу пример из практики. Ко мне на прием привели мальчика Диму 12 лет. Он нагрубил учительнице, и нужно было поработать над исправлением его поведения. В процессе беседы выяснилось, что в конфликтной ситуации педагог повысила голос на школьника. А он спокойно сказал: «Не кричите на меня. Я с вами не согласен». Этот ответ и был воспринят преподавателем как хамство.

Нужно сказать, что за годы работы со школьниками я редко встречаю детей, которые умеют противостоять некорректному поведению взрослых и авторитетных людей. А этот мальчик умел отстаивать свою позицию. И в этом заслуга его родителей. Ведь такое уверенное поведение напрямую связано со стилем отношений в семье: взрослые открыто говорили о возникших проблемах, мнение сына учитывалось, особенно если ему что-то не нравилось. Нет, мама и папа не потворствовали любым желаниям мальчика. Если нужно было сказать ему «нет», говорили, но всегда спокойно объясняли свою позицию.

Родители поддерживали любые успехи мальчика таким образом повышая его самооценку, уверенность в себе. А если что-то не получалось, пытались понять и проанализировать, в чем причина неуспеха. Внимательное отношение к чувствам и мнению Димы сформировало у него защищенность, способность отстаивать право на уважение к себе.

А это очень важно в жизни. Ведь достоинство включает в себя целую систему духовных ценностей. И эти ценности служат ориентиром человеку в любом возрасте. Они помогают отличать добро от зла, справедливость от несправедливости, противостоять жестокости к себе и к другим.

Да кто я такая?

К сожалению, чаще психологи имеют дело с другими детьми. Приведу более типичный пример. Ко мне на прием мама привела девочку Дашу 8 лет. Она боялась отвечать у доски, мало общалась с одноклассниками. В школе ее часто дразнили, а Даша только все больше замыкалась в себе. Оказалось, девочка боялась учительницу, так как та часто кричала и унижала учеников во время уроков.

А одобрение взрослых для Даши было самой большой ценностью на свете. Школьница была готова поступиться своим «Я», лишь бы чувствовать их одобрение и любовь. Ведь родители требовали от дочки по максимуму. Успехи они принимали как должное, а за каждое «несовершенство» отчитывали, подавляя ее волю. Поэтому девочка росла неуверенной в себе, боялась любой агрессивной реакции.

Во время нашего разговора Даша молчала, опускала глаза, все время пряталась за маму. Она так и не заговорила при первой встрече. Психологическая помощь заключалась в том, чтобы научить девочку различать свои чувства, открыто говорить о том, что ей нравится, а что нет, помочь почувствовать силу своего «Я».

Для этого было необходимо взаимодействовать не только с Дашей, но и со всеми членами семьи. Как говорят специалисты, работа с семейной системой шла на трех уровнях: с дочерью, мамой и со всей семьей.

Право быть собой

Успех в нашем деле во многом зависел от правильного поведения мамы и папы. В первую очередь они должны были научиться проявлять любовь, одобрение, поддержку по отношению к дочери. А самой девочке было необходимо поверить, что близкие ее действительно ценят, уважают как личность.

Между тем родителям было нелегко понять бунт ребенка, активное несогласие с их позицией, принять силу дочкиного «Я». Например, Даше не нравилось заниматься музыкой, и она раньше просто избегала садиться за пианино. Теперь же демонстративно отказывалась ходить в музыкальную школу, кричала, хлопала дверью.

Задачей взрослых было выдержать этот напор и встретить «нет» ребенка с уважением, не отвечать криком: «Как я сказала, так и будет! Не выросла еще свое мнение высказывать!» Родители учились принимать свою дочь как отдельную личность, считаться с ее потребностями.К счастью, мама и папа оказались открыты изменениям, им действительно хотелось создать в семье атмосферу взаимопонимания и любви. Они приняли во внимание нежелание Даши учиться музыке и позволили самостоятельно выбирать дополнительные занятия. Чем больше девочка обретала уверенность, что ее ценят и любят, даже когда она отказывается подчиняться воле взрослых, тем более открытой и свободной она становилась. Когда Даша поняла, что ее потребности услышаны, а родительское «нет» – твердое, но не унижает достоинства, она стала увереннее держаться в классе. Девочка стала спокойнее на уроках, научилась ладить с одноклассниками, сумела построить необходимую границу, дав понять свертникам, что с ней нельзя грубо обращаться.

Недавно я встретила Дашу, ей сейчас 11 лет. Она улыбнулась, посмотрела прямо в глаза, уверенно поздоровалась. Девочка рассказала, что теперь у нее достаточно друзей, что она хорошо учится. А год назад она даже сама попросила родителей отдать ее в музыкальную школу, но только по классу гитары.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть: конечно, каждому взрослому хочется, чтобы дети росли с чувством собственного достоинства. Но это возможно, если родители сами им обладают. Работа с психологом помогает сформировать это важное чувство не только у школьников, но и у взрослых людей, дает понимание мамам и папам, как его воспитать в детях, а потом и во внуках.