Волгоградский мужской педагогический лицей

№ 11, 2010
Рубрика: Лучшие школы
Автор статьи: Сергей ГАДЫШЕВ

Похоже, тут в штате свой садовник, – говорю я фотографу, когда мы входим в зеленый, ухоженный двор лицея. И, как оказывается, ошибаюсь: позже заместитель директора по учебно-воспитательной работе Алексей Пиндыч (он, кстати, сам бывший выпускник лицея, вернувшийся после окончания вуза) расскажет, что тут поработали воспитанники под руководством учителей.

— Физический труд в лицее не повинность, а часть учебного процесса, – объясняют мне. – На уроках технологии ребята учатся не только обрабатывать металл и древесину, но и ухаживают за плодовыми деревьями. Кроме того, здесь же, на территории, лицеисты выращивают для собственных нужд огурцы, помидоры, картофель, так что у школьной столовой нет проблем с овощами.

Лучше, умнее, здоровее…


«Лицеист должен быть здоровым!» – записано в критериях личности Устава лицейского братства.На словах здешние педагоги не менее категоричны: «Если человек не здоров, он не будет и трудолюбив».

Поэтому не все из поступающих, которые еще в августе провели здесь адаптационную неделю, оказались на линейке первого сентября: кого-то отсеяла медкомиссия. А кто-то не прошел по успеваемости: в лицеисты берут только тех, кто учится на «хорошо» и «отлично».

Юноши поступают в лицей с 8-го класса. Впереди у них – пять лет учебы. В 2010 году сюда были зачислены 78 человек – в общей сложности три класса. А посвящение новобранцев в лицеисты прошло, по традиции, 19 октября на главной высоте России – Мамаевом кургане.

Цели и возможности

Сегодня в лицее 370 воспитанников, а всего за 22 года работы он выпустил почти 2000 потенциальных педагогов. Откуда столько парней, желающих сеять разумное, доброе, вечное?

Ответ прост и в общем-то понятен: почти все ученики родом из глубинки. А ресурсы сельских школ пока не сравнимы с тем, что предлагает лицей, где в классах висят интерактивные доски, стоят проекторы и ноутбуки. Прибавьте к этому возможность общаться с преподавателями высших учебных заведений, которые по совместительству работают с лицеистами, и вам станет понятно, что эта школа может выбирать себе в ученики лучших. Ведь даже если сельский подросток еще не определился с планами на жизнь, родители, которые мечтают для него о светлом будущем, помогут, подскажут и направят.

После окончания лицея практически все ребята поступают в вузы. Как правило – по целевому набору в Волгоградский педагогический университет. А еще в последнее время бывших лицеистов охотно принимают в правоохранительные органы – ведь эти ребята хорошо физически подготовлены, законопослушны и исполнительны.

Дисциплина – всему голова


…Завидев взрослых, ученики дружно встают из-за парт по стойке смирно. Это мы зашли на урок психологии. В расписании занятий лицея не только предметы стандартной школьной программы, но и анатомия, физиология, теория и методика воспитательной работы, начальная военная подготовка.

Однако главным предметом считается практическая педагогика – курс, разработанный самим Федором Слипченко. Он же его и преподает. И один из его принципов воспитания – не подтягивать отстающих, а учить ребят самостоятельно добывать знания: «Ведь профессия учителя требует постоянной работы над собой, и к ней человек должен привыкать с детства», – говорит директор.

Как и к дисциплине, которой здесь придают очень важное значение. Ибо директор уверен: именно дисциплина и распорядок дня помогают воспитать скромность, сдержанность, и направить неугомонную юношескую энергию в нужное русло – на путь самопознания и саморазвития.

Поэтому ежедневный подъем здесь в 6.00. За ним – утреннее построение с поднятием флага и гимном России. И после занятий – построение на плацу.

— Равняйсь, смирно! – командует инструктор начальной военной подготовки Валерий Богданов. – Дистанция пять метров, первый взвод прямо, остальные на-пра-во, шагом марш!

Новобранцы уверенно печатают шаг.

— Счет, – командует инструктор.

— И-и-и – раз! – кричат мальчишки, маршируя.

Этот лицей – заведение закрытое. Даже посещение домашних здесь строго регламентировано – только в выходные дни.

И телевизор мальчишки включают исключительно под присмотром воспитателя: мало ли что там показывают в наши-то дни!

Дом, милый дом


…Переходим в жилой корпус. Из просторной гостиной двери ведут в класс самоподготовки, где можно выучить уроки или написать письмо родителям, в душ, в спальни.

В спальнях этих все на удивление аккуратно. Кровати безупречно заправлены. На вешалках висят выглаженные темно-синие костюмы – праздничная одежда лицеиста.

Даже и не верится, что здесь живут мальчишки-девятиклассники.

Достойная жизнь гарантируется

После 14.00 уроки заканчиваются, но это не означает, что настало время для праздности. Воспитанники расходятся по творческим студиям: театральной педагогики, изобразительного искусства, хорового пения и музыки. Потому что сельский педагог должен быть личностью разносторонней.

Приезжая в село, молодой учитель обычно сталкивается с необходимостью вести сразу несколько предметов, поэтому никакое дополнительное образование ему не помешает.

Впрочем, до звания «педагог» мальчишкам еще далеко. Окончив лицей, выпускник получает квалификацию «организатор воспитательной, допризывной и физкультурно-оздоровительной деятельности». Поэтому в сельских школах, где проходит их практика, они выступают в роли помощников классных руководителей (например, проводят классные часы), ведут уроки физкультуры и допризывной подготовки. И лишь после педагогического университета становятся учителями-предметниками.

В результате, устраиваясь в штат сельской школы, бывший выпускник лицея может работать по пяти направлениям. А значит, он всегда будет социально защищен и материально обеспечен.