Гимназия № 56 г. Санкт-Петербурга

№ 10, 2010
Рубрика: Лучшие школы
Автор статьи: Андрей ЗАХАРОВ

Девушки в паранджах, юноши в чалмах с кривыми саблями на поясе, солидные мужчины в роскошных халатах и тюрбанах… Нет, речь идет не об арабском празднике где-нибудь в Сирии – это традиционный осенний выезд гимназии № 56 Санкт-Петербурга.

Детский лагерь «Дружных» к северу от Санкт-Петербурга. Я стою на площадке для проведения торжественных линеек и ежусь от холода сентябрьского утра. Правда, атмосфера здесь совсем не северная: из динамиков раздается песня какой-то арабской певицы, а рядом со мной стоит вся администрация гимназии, наряженная в восточные одежды. Вот, например, Великий Визирь в огромном остроконечном тюрбане – первый заместитель директора Сергей Владиленович Данилов. А рядом с ним – Луноликий Халиф, он же заместитель директора Михаил Юрьевич Шелагин. А уже через минуту площадка превращается в настоящий восточный базар: сюда выходят делегации различных «эмиратов» – ученики 10-го и 11-го классов. Никаких джинсов и кожаных курток – только халаты, чадры и богатые украшения.

— Волшебный выезд! – замечает Сергей Владиленович, пока «эмираты» занимают свои места.

Восточный дух

Подобные выезды организуются уже около 20 лет. Каждый год в начале сентября ученики старших классов на два дня оказываются в иной реальности: то они становятся индейцами, то мушкетерами, то пиратами, то рыцарями короля Артура. В этом году они переместятся в средневековый арабский мир: согласно сценарию, будут играть жителей сказочного Магриба, съехавшихся на праздник Большой Базар.

Главная цель выезда – познакомить ребят друг с другом и создать комфортную, дружелюбную атмосферу в старшей школе. Ведь в гимназии одновременно учатся девять 10-х и девять 11-х классов! Причем часть ребят уже давно ходит в эту школу, а часть поступает после 9-го класса. И самый эффективный способ как-то объединить их – погрузить на два дня в мир, где они представляют не какой-нибудь 10 «И» или 11 «Ж», а Пиджентский и Туменский эмираты.

— Конечно, школа – это прежде всего учеба, – говорит директор гимназии Майя Борисовна Пильдес. – Но хорошая учеба возможна только тогда, когда в школе есть дух товарищества. И создается этот дух во многом благодаря осеннему выезду.

Здравствуйте, Луноликий!

«Эмираты» выстроились на площадке. Костюмы каждого из классов выдержаны в одном цвете, чтобы во время конкурсов не возникло путаницы.

— Рады видеть вас здесь и Халиф, и Визирь, Джинн Придворный (прошу, с ним не стойте вблизи), – открывает праздник заместитель директора Сергей Владиленович, он же Великий Визирь.

Он не просто называет имена персонажей, но точно указывает, кого именно играет тот или иной преподаватель. В этом заложена еще одна важная составляющая выезда: старшеклассники узнают учителей с другой стороны и сближаются с ними. Хотя сначала подросткам немножко непривычно видеть грозное начальство в смешных костюмах: когда Луноликий Халиф (заместитель директора Михаил Юрьевич) идет приветствовать каждый «эмират», то в ответ на степенный восточный поклон и фразу «Добро пожаловать, дорогие гости!» ребята говорят казенное школьное «Здравствуйте!» Хорошо, что имя-отчество не добавляют. После прохода Халифа детям полагается хором произнести священное заклинание:

— Перед тем, как вступить на тропу заклинаний, повернитесь, вглядитесь друг другу в глаза. Поклонитесь, отвесьте поклон до земли. Трижды крикните: «Славься, Халиф!» Раз, два, три!

Ребята смотрят друг другу в глаза, кланяются, поворачивают головы на восток, обнимают друг друга и улыбаются. Эти простые, но эмоциональные действия по-своему сплачивают их, снимают напряжение, которое, возможно, присутствует в классах, составленных из новых учеников. В течение всего выезда заклинание будет повторяться
несколько раз, что еще больше усилит его эффект.

Шейх, осел и «Ленфильм»

Заключительный этап праздника – торжественный проход всех «эмиратов» перед Халифом. Каждый класс подготовился к шествию по-разному: кто-то просто сшил одинаковые накидки с эмблемой своего халифата, а кто-то придумал нечто оригинальное. Так, в одном классе усадили на носилки юношу, словно он – шейх их халифата.

— Хорошо там, наверху? – спрашиваю я новоиспеченного владыку.

Шейх-старшеклассник степенно машет мне рукой – видимо, простые смертные недостойны его великих и мудрых слов.

А в другом классе завелся осел – его изображают двое ребят с помощью тряпичного макета головы и серого покрывала.

— Ме-е-ме-е! – по-козлиному кричит осел.

Тему осеннего выезда старшеклассники знали еще весной, так что времени на подготовку было достаточно. Дальше все зависело от фантазии школьников и от финансовых возможностей их родителей. Основные средства, естественно, требуются на костюмы. Хотя некоторые находят наряды окольными путями: несколько лет назад костюмы для класса привезли прямо с «Ленфильма», где работал отец одного из учеников.

Голодные бедуины

На извилистой асфальтовой дорожке стоит длинный ряд деревянных столов, заставленных блюдами с пловом, долмой, чак-чаком, рахат-лукумом и пахлавой. В самом разгаре кулинарный конкурс «Дастархан Большого Базара».

Каждый «эмират» привозит еду с собой. В одном классе ее готовят дети, в другом – родители, но чаще всего – все вместе. И благодаря этому лучше знакомятся не только ребята, но и взрослые: ведь они встречались еще до выезда, созванивались, а теперь вместе накрывают на стол. И вот жюри идет от стола к столу, пробует угощение, а дети следят за ними голодными глазами: есть нельзя, пока стол не оценят. Зато потом налетают на восточную пищу с азартом бедуинов, неделю бродивших по пустыне без еды.

Золотые шишки счастья

Не знаю, есть ли сейчас кто-нибудь в лагере. Если есть, то я ему не завидую: должно быть, он будет всю жизнь мучиться вопросом, почему в тот осенний день там бегали подростки в восточных одеждах с какими-то бумажками в руках. Бумажки – часть спортивного конкурса «Великий шелковый путь». По всему лагерю спрятаны листики с странными фразами вроде «Главные врата Магриба» (читай: «Основной въезд в лагерь»). Там – следующий лист с загадкой. Собрав шесть бумажек, надо бежать к лесу, где подданные Великого Визиря разбросали шишки, выкрашенные в серебряный и золотой цвета. Кто соберет больше всего, тот и победит.

Мимо меня пробегают ребята в костюмах кораллового цвета.

— Куда несетесь? – спрашиваю я их.

— К северным вратам городской пустыни.

— А что это?

— Ворота футбольного поля.

Вскоре все команды забегают в лес. Я иду вслед за ребятами и, сам того не замечая, втягиваюсь в атмосферу игры, начинаю заглядывать под деревья в поисках шишек. Мне уже тоже хочется нацепить на себя чалму, саблю и шаровары, чтобы с таким же жаром обсуждать, сколько шишек нашел 10 «Ж» и почему мы прибежали позже 10 «Е». Впереди еще очень много конкурсов. И я убежден, что ребята запомнят осенний выезд на всю жизнь – ведь он доставит им искреннюю радость.