Медицинский лицей № 214 Санкт-Петербурга

№ 12, 2010
Рубрика: Лучшие школы
Автор статьи: Андрей ЗАХАРОВ

Выпускников медицинского лицея № 214 Санкт-Петербурга хорошо знают в городских вузах. На семинаре в Медицинском университете преподаватели часто говорят: «А теперь давайте послушаем умных. Кто здесь из 214-го?» А все потому, что лицеисты не только углубленно изучают биологию и химию, но и проходят практику в больницах, ухаживая за пациентами, и даже присутствуют на операциях.

Урок химии в 11-м классе. У доски стоит ученица Саша Шохирева и пишет реакции кислот с различными элементами. Два молодых человека, которые сидят передо мной, при этом что-то увлеченно обсуждают вполголоса. «Наверняка вспоминают вчерашний матч «Зенита», – думаю я, из любопытства наклоняюсь к ним и… моему удивлению нет предела! Оказывается, ребята обсуждают ответ одноклассницы.

— Нет, хлор не может вытеснить йод, – говорит один другому, указывая на доску.

— Почему? Хлор ведь более сильный окислитель!

Через десять минут я понимаю, что такой интерес к уроку – это не чудачество двух отличников, а вполне нормальная ситуация.

Здесь все ученики постоянно комментируют и дополняют ответы своих одноклассников, а иногда даже спорят друг с другом. И никому потом не устраивают «темную» за столь искреннюю демонстрацию знаний – в медицинский лицей № 214 идут вполне осознанно, понимая, что стать хорошим врачом можно только после упорной учебы.

Медицинский ритм

В лицее углубленно изучаются биология и химия – предметы, без хорошего знания которых невозможно поступить в медицинский вуз. Судите сами: если в расписании старших классов обычной школы на химию отводится 1–2 часа в неделю, то в медицинском лицее № 214 – 7 часов. И все это не в ущерб основной программе. Неудивительно, что в день у ребят бывает от семи до восьми уроков.

Но это еще не все: в 10-м классе школьники проходят практику в одном из медицинских вузов города, в основном – в знаменитом Первом меде(Медицинском университете имени И. П. Павлова). А по итогам практики лицеисты получают сертификат медицинской сестры, дающий право работать в поликлинике или больнице.

— Большинство наших выпускников поступают в Первый мед, – рассказывает директор лицея Леонид Александрович Щукин. – Так что когда я приезжаю туда по делам, то со всех сторон то и дело слышу: «Здравствуйте, здравствуйте!» И это о многом говорит.

В роли санитарок

Урок химии превращается в занятие по риторике. — Тему ты знаешь хорошо, все выучила, – говорит учительница Марина Викторовна стоящей у доски ученице. – Но есть одна принципиальная проблема: слишком много слов-паразитов. Надо чище говорить.

Я удивляюсь: зачем так придираться к девочке, которая только что рассказывала про теорию электролитической диссоциации? Главное, что не путает катион с анионом, а красивая литературная речь нужнее будущим журналистам!

— Даже химические знания должны способствовать развитию личности школьников, – поясняет мне потом Марина Викторовна. – Ребята должны будут разговаривать с больным, аргументированно доказывать правильность диагноза. Именно там им и пригодится грамотная речь.

Химия, превращающаяся в риторику, – это лишь только один пример того, что ребят готовят к медицинской профессии не только на уроках. Лицей активно сотрудничает с детскими домами: 1 сентября школьники покупают для их воспитанников канцелярские принадлежности, а к Новому году – апельсины, мандарины и другие вкусности. А 27 января, в День снятия блокады Ленинграда, в лицей приходят ветераны.

— С помощью таких акций в детях воспитывается милосердие. А без этого качества они никогда не станут врачами, – убежден директор Леонид Александрович.

Смешная клизма

После уроков мы вместе с учениками 10-го класса едем в Первый мед на практику.

В вестибюле университетской больницы ребята переодеваются в белые халаты и колпаки и сразу становятся похожими на студентов-первокурсников. А девочки долго прихорашиваются перед зеркалом, выбирая самое эстетичное положение для медицинского колпака. Через пару лет они будут делать это автоматически, за пару секунд.

Тема занятия – «Основные обязанности медицинской сестры». Преподаватель Юлия Федоровна ведет ребят по длинному коридору терапевтического отделения мимо дверей с табличками «Палата № 4», «Процедурная» и «Буфет».

— Вот это рабочее место медицинской сестры, – рассказывает она, остановившись у больничного поста. – Здесь есть шкафчики для лекарств, а также сигнальное устройство, которое соединено со всеми палатами.

Впрочем, школьники остаются школьниками: когда преподаватель Юлия Федоровна рассказывает про процедурную, где делают клизму, две девочки с трудом сдерживают смех. Но их тут же осаживают:

— Девушки, вы можете сколько угодно смеяться. А вот у нас вчера два пациента умерли.

Ученицы смущаются и быстренько прячутся за спины одноклассников. Теперь все абсолютно серьезны. Ведь на самом деле и они, и я прекрасно понимаем, почему Юлия Федоровна так пугает школьников: игры и имитация реальности остались в школе. Здесь лицеисты осваивают одну из самых сложных профессий, которая связана не только с человеческой жизнью, но и со смертью.

Через полгода их уже допустят до больных, и к этому времени дети должны по-настоящему повзрослеть. Там уже будет не до шуток.