К школе готов?

Хорошие дети — честь отца и матери, их достоинство;
плохие дети – горе, несчастье, страдания!
Народная мудрость


Каждому родителю интересно, как сложится учёба ребёнка в первом классе. Оказывается, успешность или неуспешность обучения первоклассников можно прогнозировать. Для этого существует специальный показатель в науке называемый — «психологическая готовность к школе». Это не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это комплексный показатель, который складывается из:

• мотивационной готовности к учению (это те мотивы, которые побуждают ребёнка учиться; ему должно быть интересно узнавать всё новое и, в частности, в необычной для него роли школьника);
• способности ученика регулировать собственное поведение в соответствии с требованиями учителя, касается ли это конкретного учебного задания или правил поведения в школе;
• владения простыми операциями обобщения (подведение под общее понятие, классификация);
• развитого фонематического слуха, то есть способности различать звуки в слове.

В целом же эта комплексная готовность детей к школе формируется у всех по-своему, примерно в период от 6-ти до 8-ми лет.

Необходимо отметить, что возрастные особенности шестилетнего ребенка, начи"нающего обучение в школе, существенно отличаются по сравнению с детьми 7 лет. Главное отличие — у шестилеток переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее. Ребенок еще хочет играть гораздо больше, чем учиться!
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования, но при этом она занимает все меньшее место в жизни детей. В детском саду играют урывками в перерывах между развивающими и подготовительными занятиями или на прогулке. Дома — в свободное от просмотра телевизора время.
Поэтому детским психологам необходимо по возможности поднимать значимость игры в глазах родителей, воспитателей детских садов, обращая их внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи. А, наблюдая за игрой, можно многое сказать об уров"не развития ребенка в целом. Можно также говорить о том, что игра является действенной формой самопомощи ребёнка. Ведь в ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания.

Важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные). Игры с правилами так же, как и учебная деятельность, обязательно даёт результат, развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика. Ребенок должен не только «раздавать» роли во время игры, но и придумывать свои правила и требовать, чтобы все играли строго по ним. Хотя, часто, он сам же достаточно гибко меняет эти правила. Особен"но, если их трудно выполнить самому ребенку. Обычно, малыш бывает сильно недоволен, если другие дети или взрослые нарушают правила. Придумывая и утверждая свои правила игры, ребенок заявляет о себе по-новому. Если игра ведется по его правилам, то он получает важное подтверждение не только своего существования как отдельной личности, но и чувствует, что родители признают его равноправное положение в семье и готовы прислушиваться к его мнению. Это чувство необходимо для утверждения себя в новой социальной роли ученика.

Наиболее полезны для подготовки детей к школе игры, которые:
• формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай так же»);
• развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани»», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);
• развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание сти"хов»).

Кто должен осуществлять подготовку ребенка к школе?

Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребёнка к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах — родители, воспитатели детского сада и учителя, школа?
Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Действительно, специально организованные занятия помо"гают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной.

Как организовать подготовку ребенка к школе?

Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребёнка занятия.
• Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение — всё это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы. Важно развивать его речь, способствовать различению звуков, а не учить его читать; не учить писать, а создавать условия для развития тонкой моторики (движения кисти руки и пальцев).

• Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ребёнка что-то не получается или он чего-то не понимает, поставьте задачу, решая которую, ребёнок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого — не словами объяснять ре"бёнку материал, а придумывать такие задания, выполняя которые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если ребёнок не понимает что-то, чаще всего — это ошибки взрослого (неправильное объяснение материала).

• Помните, ребёнок 5-6 лет не может работать долго, 15-20 минут — вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть.

Главная задача родителей при подготовке ребенка к школе — пробудить интерес к новым знаниям, пробудить желание учиться. Родители должны ненавязчиво направлять естественную потребность растущего ребенка в познавательной деятельности. Следовать за этой потребностью, удовлетворять ее и умело координировать. Следовать, а не навязывать. Сделать это и легко и сложно одновременно. Легко, потому что к 6-7 годам у ребенка усиливается естественный интерес к внешнему миру, у него возрастает любознательность и потребность в новых впечатлениях. Появляется интерес к людям. Возникает желание вступать с ними в общение. Сложно, потому что существует определенная вероятность, что родители из лучших побуждений или слишком многого требуют от детей, возлагая на них непосильный груз собственных проблем, или, другая крайность, не делают ничего. Всегда хороша «золотая середина». И эта «золотая середина» находится благодаря очень пластичной и адаптивной психики ребенка и наличия у большинства родителей желания «быть хорошими родителями». При неблагоприятных условиях возможны искаженные детско-родительские отношения, которые могу привести и ребенка и его родителей к печальному финалу.

При поступлении в школу, ребенок и его родители проходят определенное испытание. Для родителей это демонстрация своего ребенка и тех достижений, которые они добились в результате воспитания. Все взрослые хотят, чтобы их ребенок выглядел как можно лучше и внешне и внутренне, чтобы он мог свободно показывать все то, чему его научили родители. Ребенок, в свою очередь, старается оправдать ожидания родителей, улавливая их, даже если они не обозначаются словами. Но в любом случае это испытание волнительно и тревожно и для ребенка и для родителей. Тревога может быть чрезмерной, и тогда все силы растущего организма затрачиваются на ее нейтрализацию и возникает достаточно неприятная ситуация. Например, ребенок от страха откажется войти в класс, где проходит собеседование. Или интеллектуальная деятельность окажется блокированной и он не сможет отвечать на вопросы учителя. Чтобы снять эту излишнюю тревогу у ребенка и у себя (тревожное состояние передается), можно заранее спокойно обсудить предстоящее мероприятие. Или, даже отрепетировать его в спокойной обстановке. Главное условие успеха — отношение к собеседованию, как к необходимому мероприятию, которое важно, но не будет определять всю последующую жизнь.

Родители должны дать понять ребёнку, что они вместе с ним и готовы разделить все его школьные проблемы. Но, одновременно, и предоставить ему самостоятельность и ответственность за своё новое школьное дело. Благополучие ребёнка зависит от всех членов семьи. Всё в Ваших руках!